ПОЧЕМУ ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ ЗАКОНЫ - Регулирование поведения людей в обществе

Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год

ПОЧЕМУ ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ ЗАКОНЫ - Регулирование поведения людей в обществе

На данных уроках впервые даётся характеристика коренного юридического понятия «закон», на доступном уровне закладываются основы правового образования и правовой культуры.

Задачи уроков

1. Познакомить учащихся с основами научного представления о понятии «закон», охарактеризовать ряд его социальных функций, роль закона в жизни общества.

2. Способствовать воспитанию уважительного отношения к закону, формированию отношения к праву как высшей ценности.

3. Последовательно способствовать осознанному выполнению учащимися требований правовых норм, соблюдению порядка, уважению прав другого человека.

4. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации в источниках; восприятие официально-делового текста; учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Оборудование уроков

Мультимедиапроектор или компьютер, схема «Предназначение права»1, текст Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», учебник.

План изучения нового материала

1. Закон устанавливает порядок в обществе.

2. Закон стремится установить справедливость.

3. Закон устанавливает границы свободы поведения.

Варианты организации учебной деятельности

Вариант 1. Комбинированные уроки

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Затем учащимся предлагается вспомнить, что они уже знают о социальных нормах и законах.

Далее учитель в общих чертах разъясняет такие важные для жизни общества задачи государственных законов, как установление и поддержание порядка, равной для всех справедливости, а также определение и сохранение границ свободы поведения.

1. Изучение первого вопроса плана целесообразно начать с раздела «Путешествие в прошлое». Материал о Смутном времени учащиеся читают самостоятельно за исключением абзаца с выводами. В ходе последующей беседы прежде всего обсуждается вопрос о главных причинах Смуты (они указаны в тексте). Поскольку Смута крайне сложное явление в истории страны и неоднозначно оценивается специалистами, классу потребуется помощь. Учитель направляет мысль учащихся в нужное для данного урока русло — к разговору о состоянии власти, законного порядка и справедливости. Выводы можно сопоставить с теми, что даны в учебнике.

Беседа актуализирует одну из центральных проблем урока — почему законы нарушать нельзя. Учащиеся получают самый первый и самый общий ответ на этот вопрос: потому что нарушения порядка и справедливости могут привести к чрезвычайно тяжёлым, даже трагическим последствиям.

На этом фоне уместно предложить школьникам подумать над вопросами: что такое порядок? Зачем он нужен? Выслушав ответы, учитель просит семиклассников прочитать раздел «Закон устанавливает порядок» или сам кратко излагает основную мысль текста. Учитель подчёркивает, что именно Конституция закладывает основу законного порядка в обществе, во всех сферах его жизни. Идеи, заложенные в Конституции, получают своё развитие в обыкновенных законах. Для примера можно привести конституционное положение «каждый имеет право на образование». Учитель разъясняет, что Конституция РФ в статье 43 устанавливает неотъемлемое право на образование в самом общем виде. Подробности организации и управления системой образования, основные права и обязанности обучающихся прописаны в Законе РФ «Об образовании». Можно прочитать и разъяснить содержание ряда статей этого Закона, например статью 7 (часть 1) о государственных образовательных стандартах или статью 50 (часть 1) о правах и обязанностях обучающихся.

Закрепить изученное лучше всего путём работы над вопросами рубрики «Проверим себя». В результате учащиеся смогут дать свой ответ на основной вопрос урока: почему нельзя нарушать законы? (Потому что закон устанавливает порядок в обществе.)

В более подготовленном классе учитель может по- другому организовать работу по этому вопросу плана урока. Для организации работы с текстом учебника классу можно предложить ответить на два основных вопроса: почему обществу нужен порядок? Каков самый надёжный способ установления порядка в обществе? Ответы подготавливаются путём самостоятельного изучения содержания раздела в учебнике.

2. Второй пункт плана затрагивает правовой аспект понятия «справедливость». Учитель акцентирует внимание учащихся на особой роли справедливости: она сближает мораль и законы. Моральные правила и законы существуют именно для того, чтобы утверждать справедливость. Но они решают эту задачу по-разному. Мораль опирается только на совесть человека и на общественное мнение. Законы же издаёт и защищает государство. Ввести мораль в виде общественного закона государство не может — ничего не получится. А вот позаботиться о том, чтобы закон был справедливым, — это уже задача государства. И чем больше справедливости в законах, тем лучше живётся людям.

Далее учитель задаёт школьникам следующие вопросы: что такое справедливость? Может ли она стать основой жизни общества? При подготовке ответа учащимся предлагается прочитать 2, 3 и 4-й абзацы в разделе «Закон стремится установить справедливость».

Завершая изучение раздела, учитель может вновь обратиться к Конституции РФ. Классу предлагается прочитать в учебнике фрагменты конституционных статей и выполнить задание, которое дано к этим статьям. В результате учитель подводит учащихся к выводу о том, что Конституция РФ утверждает справедливость и конкретно указывает, как её достигнуть: для этого нужно добиваться, чтобы каждый гражданин России обладал всеми правами и вместе с тем выполнял все гражданские обязанности.

3. Изучение третьего пункта плана учитель начинает с предложения семиклассникам самостоятельно поразмышлять над смыслом слова «свобода», дать его краткое определение. Далее можно организовать обсуждение вопросов 4 и 5 рубрики «Проверим себя».

Излагая основные моменты содержания данного раздела, учитель характеризует понятие свободы как возможность делать всё, что не нарушает закона, не приносит вреда другому человеку. Это особенно важно подчеркнуть, чтобы выделить одну из ведущих идей урока: подлинная свобода не может быть безграничной, беспредельной. Учитель просит учащихся привести известные им примеры, когда свобода оборачивается вседозволенностью, а то и беспределом (например, когда обижают младшего или слабого, отнимают у них деньги или вещи, пытаются решить спор с помощью грубой силы или когда нарушают школьную дисциплину, мешают проведению занятий, школьных мероприятий, прогуливают, отлынивают, не выполняют заданий и т. д.).

В качестве вывода можно предложить учащимся самостоятельно прочитать выделенный абзац в тексте раздела о важности соблюдения законов (с. 28).

Завершая занятие, учитель обращается к рубрике «Учимся читать и уважать закон» и комментирует её содержание. Затем целесообразно предложить учащимся прочитать вслух два основных вывода, завершающие рубрику.

Домашнее задание: задания рубрики «Проверим себя»; задания в рабочей тетради.

Вариант 2 (для более подготовленного класса)

(1-й ч)

Первый урок по теме предполагает проработку содержания § 3 учебника. При организации работы на первом уроке учитель может воспользоваться рекомендациями, приведёнными к варианту 1.

Учителю важно привлечь внимание учащихся к тому, что закон в обществе необходим и для обеспечения свободы, и для утверждения справедливости, и для создания условий для охраны порядка.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается, используя ресурсы Интернета, подготовиться к проектной работе. Задание даётся по группам.

Темы: «Какие законы бывают», «Закон на страже порядка», «Закон защищает справедливость», «Закон и справедливость», «Уважение к закону — обязанность гражданина».

Учитель объявляет, что учащимся на следующем уроке предстоит создать общую презентацию по теме урока «Почему важно соблюдать законы». Каждая группа создаёт одну страницу такой презентации.

Урок проектной работы (2-й ч)

На втором уроке учитель знакомит учащихся со следующим алгоритмом выполнения проекта.

Каждая страница должна содержать следующие элементы: заголовок; элементы словарной статьи с толкованием основных терминов, характеризующих содержание страницы; иллюстрации по теме; список использованных в работе источников и адресов в Интернете. В конце страницы необходимо указать авторов, работавших над данным материалом. Группы должны согласовать стиль оформления, поэтому необходимо продумать и предложить свои варианты.

Непосредственно на уроке проектной работы учебное время может быть распределено следующим образом: на выполнение работы (оформление странички) отводится 25 мин, затем каждой группе предоставляется до 3 мин для презентации своего варианта и ответов на вопросы других участников.

В конце урока учитель может обобщить выступления учащихся, сделать общие выводы по содержанию урока и оценить работу групп.

Домашнее задание: задания рабочей тетради. Литература для учителя

Статьи Конституции РФ.


1 Промежуточная аттестация по обществознанию. 6—9 классы: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. — М., 2010. — С. 144.






Для любых предложений по сайту: [email protected]