Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год
ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ - Человек и природа
Урок завершает блок тем, посвящённых проблемам отношений человек — природа, общество — природа. Вместе с тем в курсе основной школы это единственный урок, где рассматривается экологическое законодательство. В старших классах специальный урок по экологическому праву позволит рассмотреть проблему более обстоятельно.
Задачи урока
1. Познакомить учащихся с конкретными направлениями природоохранительной деятельности, указать на необходимость участия в ней и государства, и граждан.
2. Воспитать у учащихся чувство ответственности за охрану окружающей среды.
3. Способствовать развитию у учащихся умения характеризовать деятельность государства по охране природы, иллюстрировать примерами возможности граждан и общественных организаций в сбережении природы.
4. Познакомить с юридическими санкциями в отношении тех, кто наносит вред природе.
5. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; переработка и структурирование информации; умение осознанно строить речевое высказывание; установление причинно-следственных связей; выбор ценностных ориентиров; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; развитие навыков самооценки.
Оборудование урока
Мультимедиапроектор, компьютер, учебник.
План изучения нового материала
1. Природные условия и хозяйство человека.
2. Природа нуждается в охране.
3. Правила, защищающие природу.
4. Что может сделать гражданин для защиты природы.
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок
Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель обращается к вопросу рубрики «Вспомним» в начале изучаемого параграфа.
1. На основе учебника учитель объясняет учащимся материал о значении земли и других природных ресурсов. Можно задать учащимся дополнительные вопросы, проверив, понимают ли школьники слово «ресурсы», обратились ли к словарю в конце учебника. На примере такого ресурса, как земля, можно показать зависимость жизни людей от её рационального использования.
Дополнительный материал для учителя
Если говорить, например, о европейской части России, то при наличии плодородных земель Россия не имеет столь благоприятных климатических условий, как Западная Европа. На западе Европы среднегодовое количество осадков составляет от 500 до 1000 мм, а в Центральном Нечерноземье России их количество — от 550 до 730 мм, в Южном Поволжье — 350—400 мм. Лето в России то холодное и дождливое, то жаркое и засушливое, что вызывает неурожаи. Одной из многих проблем является орошение земель, без чего урожайность низка, а в засушливые годы появляется угроза голода (подробнее см. «Природно-климатический фактор и тип российского социума» в кн.: Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь / Под ред. М. П. Мчедлова и др. — М., 2001. — С. 322—326). Заметим, что текст, на который мы ссылаемся, раскрывает далеко идущие последствия воздействия природно-климатического фактора на жизнь народов нашей страны, включая сюда также социальные и государственно-политические аспекты. Следует ли этот материал использовать на уроке, готовы ли учащиеся понять его, определяет сам учитель.
2. При изучении второго пункта плана целесообразно рассмотреть рисунки, отображающие экологические бедствия, и поставить вопросы к каждой из опасных экологических ситуаций: какой вред данная ситуация наносит условиям жизни людей? Какую угрозу здоровью людей она представляет?
Учитель знакомит учащихся (возможно использование экрана или запись на доске) со ст. 42 Конституции РФ и задаёт вопросы: что значит право на благоприятную окружающую среду? Почему важна достоверная информация о её состоянии? Что означает словосочетание «экологическое правонарушение»? Кто должен возместить ущерб, причинённый здоровью или имуществу граждан?
Дополнительный материал для учителя
Право на благоприятную окружающую среду означает реальные возможности проживать в здоровой окружающей среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, контролировать их реализацию. Это право на экологически чистые продукты, воду и предметы домашнего обихода, право на экологически безопасные условия труда, право на достоверную экологическую информацию о состоянии окружающей среды, о продуктах питания и т. п.
Право на благоприятную среду обитания обеспечивается установлением норм качества окружающей среды; мерами по предотвращению экологически вредной деятельности, ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; социальным и государственным страхованием граждан; образованием различных фондов помощи; организацией медицинского обслуживания населения; государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства. (Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л. А. Окунькова и др. — М., 1994. — С. 146.)
Учитель поясняет, что неблагоприятное состояние среды не всегда можно обнаружить. Если вода заражена вредными бактериями или ядами, то это бывает трудно обнаружить на вкус или на глаз. Нужны лабораторные анализы. Иными словами, если напиться такой воды или искупаться в ней, то есть риск заболеть опасной болезнью.
В качестве примера экологического бедствия учитель может рассказать об аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Население г. Киева, который находится недалеко от места катастрофы, вышло на уличную первомайскую демонстрацию. Никто не был поставлен в известность о том, что людей поджидает невидимый и очень опасный враг — угрожающее здоровью радиоактивное загрязнение окружающей среды, возникшее в результате взрыва на атомном реакторе.
По вопросу об экологическом правонарушении, возможно, потребуется разъяснение. Экологическое право — это совокупность норм и правоотношений, касающихся окружающей среды. Экологическое правонарушение — это нарушение законов и других правил, относящихся к охране окружающей среды.
3. Для обеспечения конституционных прав на благоприятную окружающую среду государство создаёт систему современного экологического законодательства.
Целесообразно вместе с учащимися прочитать и прокомментировать приведённый в учебнике перечень правил, установленных государством для защиты окружающей среды. Учитель спрашивает учащихся: на защиту от каких опасностей направлены данные правила? Почему могут возникать эти опасности?
Далее можно назвать принятые государством законы, направленные на защиту окружающей среды: «Об экологической экспертизе», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе», «Об охране атмосферного воздуха», «Земельный кодекс», «О животном мире», «Водный кодекс», «Лесной кодекс», «Об охране окружающей среды».
Перечисление законов может создать общее представление об экологическом законодательстве, однако запоминание учащимися названия этих законов не требуется.
Далее целесообразно обратиться ко второй подборке рисунков в учебнике (с. 146) и заслушать ответы учащихся на поставленный вопрос.
Особое внимание следует уделить заповедникам и иным охраняемым государством территориям.
Дополнительный материал для учителя
Законы РФ определяют особый правовой режим для природных объектов, имеющих особое правоохранительное, научное, историко- культурное, оздоровительное и иное ценное значение. Для охраны этих объектов могут создаваться особо охраняемые природные территории — заповедники (в том числе государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, ботанические сады и т. д.). В целях охраны и учёта редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждена Красная книга Российской Федерации. Все эти живые организмы не могут использоваться в хозяйственных целях. Законом запрещена деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть имеющуюся в учебнике карту заповедников и подумать, почему эти особо охраняемые объекты именно так, как на ней показано, размещены по территории страны. Целесообразно, чтобы на уроке прозвучал рассказ о ближайшем к школе охраняемом природном объекте и о находящихся на ближайших территориях растениях, животных и иных организмах, занесённых в Красную книгу. Хорошо, если такие сообщения с помощью учителя (и консультаций с учителями географии и биологии) подготовят сами учащиеся. Целесообразно найти соответствующие материалы в Интернете.
4. Учитель привлекает внимание учащихся к разделу «Что может сделать гражданин для защиты природы?». Школьники должны уяснить реальные возможности участия граждан в природоохранительной деятельности, которые закреплены законами РФ.
Ст. 68 Закона «Об охране окружающей среды* содержит следующее положение: «Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды».
Этот контроль может осуществляться общественными организациями, а также гражданами в соответствии с законами.
Рубрика «Путешествие в прошлое» сообщает факты возникновения и деятельности добровольных экологических объединений граждан. Можно дополнить эти сведения следующими фактами.
Инициатива молодёжи в 70—80-е гг. XX в.:
— озеленение и благоустройство городов и посёлков;
— создание искусственных гнездовий и водоёмов;
— участие в наведении порядка на «бросовых» землях;
— патрулирование лесов для предотвращения пожаров;
— проведение «дней природы» в детских садах и школах;
— оборудование экологических учебных троп;
— выявление памятников природы. И др.
Правительство России намерено поддерживать экологические общественные движения и благотворительную деятельность; развивать общественный экологический контроль, в том числе общественные инспекции.
Материал рубрики «Жил на свете человек» о В. В. Докучаеве учитель может дополнить выдержками из «Меморандума в защиту природы», который был подписан писателями В. И. Беловым, В. Г. Распутиным, С. П. Залыгиным, группой учёных (можно заранее подготовить раздаточный материал, содержащий фрагмент текста и вопросы к нему): «Мы убеждены в том, что делу спасения Отечества от экологической катастрофы, хозяйственной разрухи и сохранения его в рядах передовых стран может помочь великое народное движение, а именно: развёртывание широкого общественного движения за сохранение природы на каждой пяди нашей земли, за экологическое благосостояние народа в каждом селе, деревне, рабочем посёлке и городе... Общественное экологическое движение... должно опираться на сознание народа, его жизненные интересы, на его вечную любовь к Родине... Будущее Отечества в руках народа!» (Экологическая альтернатива. — М., 1990. — С. 11—13.)
После прочтения этого материала учитель спрашивает учащихся: почему охрану природы авторы призыва связывают с чувством любви к Родине?
Участие России в разработке и выполнении международных договоров по охране природы, в международных экологических организациях можно представить на уроке более конкретно.
Природная среда России — составная часть глобальной экологической системы. Её состояние в нашей стране во многом определяется состоянием Мирового океана, Арктики, Антарктиды, околоземного космического пространства и других глобальных систем. Поэтому необходимы совместные действия различных стран по защите природной среды. Примерами международных договоров могут быть Конвенция по охране Средиземного моря от загрязнения; Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью; Конвенция по защите морской среды Балтийского моря; Договор об Антарктиде и др.
Сотрудничество с другими странами осуществляет международный орган при ООН по окружающей среде — ЮНЕП; оно осуществляется через Международный союз по охране природы и природных ресурсов, Всемирную организацию здравоохранения, Всемирную федерацию по защите животных, Международный совет по охране птиц и др.
Работа с рубрикой «В классе и дома» в конце урока сориентирует школьников на практическую деятельность, связанную с защитой природы.
Урок по данной теме желательно скоординировать с учителями биологии (естествознания) и географии.
Домашнее задание: задания рубрики «Проверим себя» (могут быть использованы и для закрепления изученного, и для самопроверки при работе с текстом учебника дома); задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя).
Литература для учителя
Целесообразно ознакомиться с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».