ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ - ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ - Человек и природа

Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ - ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ - Человек и природа

Особое назначение темы: приучение учащихся к анализу собственного экологического поведения. Правила экологической морали напрямую обращены к личности учащегося, призывают к личной ответственности, конкретным поступкам.

Задачи урока

1. Содействовать формированию у учащихся основ экологической культуры, осознанию личной ответственности за состояние окружающей среды, мотивированности на посильное участие в её сохранении и улучшении.

2. Совершенствовать у учащихся умения руководствоваться нормами экологической морали в повседневной жизни.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: смысловое чтение; восприятие художественного текста, умение передавать его содержание; умение участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор или интерактивная доска, учебник.

При выборе второго варианта урока — заготовленные тексты для самостоятельной работы.

План изучения нового материала

1. Что значит относиться к природе по-человечески.

2. Тяжёлые последствия безответственности.

3. Экологическая мораль.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

В начале урока целесообразно вспомнить основные выводы предыдущего занятия — об отрицательном воздействии человека на природу, которое привело планету к тяжёлому экологическому кризису. Далее в классе обсуждаются результаты выполнения домашнего задания.

Затем учитель озвучивает ключевой вопрос текущего урока: что же должен делать каждый человек, чтобы найти выход из сложившейся кризисной ситуации, как должен вести себя каждый из нас по отношению к природе?

1. Изучение первого пункта плана поможет школьникам ответить на вопрос о том, что значит относиться к природе по-человечески. Учитель рассказывает о жизни семьи учёных-биологов Пажетновых и организует обсуждение по вопросам, предложенным в учебнике (с. 133). Далее можно поставить более сложную задачу: постарайтесь объяснить, что же побуждает учёных вести столь непростой образ жизни. Учащихся необходимо подвести к мысли о том, что учёные руководствуются глубоким внутренним, моральным чувством, которое называется ответственностью.

Учитель предлагает классу нарисовать словесный портрет ответственного человека. В ходе обсуждения следует помочь школьникам указать наиболее важные черты такого человека и записать их на классной доске.

Оказывается, что чувство ответственности проявляется прежде всего в стремлении сделать что-то доброе, полезное для жизни. Причём это стремление всегда активное, упорное, настойчивое, нередко требующее большого мужества. Учитель отмечает такие черты ответственности, как чувство тревоги за окружающих, стремление проявить о них заботу. Важно сказать об умении ответственного человека предвидеть последствия своих поступков, чтобы своими действиями не навредить, заранее предусмотреть возможные неприятности.

Для закрепления изученного материала учащиеся выполняют задание 1 рубрики «Проверим себя». При необходимости можно зачитать отдельные фрагменты раздела. В завершение работы по этому пункту учащиеся знакомятся с материалами рубрики «Путешествие в прошлое» и дают свою оценку экологической деятельности Петра I.

Другим вариантом изучения этого пункта плана для хорошо подготовленного класса может стать обсуждение вопроса об ответственности непосредственно после вводного слова учителя. И уже в качестве примера ответственного поведения можно обратиться к деятельности учёных Пажетновых.

2. Основная задача изучения второго пункта плана — обрисовать портрет безответственного человека.

Один из вариантов работы на уроке — рассказ учителя в сочетании с комментированным чтением отдельных фрагментов текста учебника. В этом случае учитель пересказывает сказку Н. Телешова «Белая цапля». Особое внимание учитель обращает на заключительную часть — разговор отца с Изольдой, который заканчивается загадочной фразой короля о назначении человека. Необходимо акцентировать внимание ребят на этих словах и предложить им подумать над ними.

Другой вариант работы на уроке — учащиеся самостоятельно читают текст сказки и выполняют задание в учебнике (с. 136). После того как школьники скажут о последствиях решения Изольды, дадут ему оценку, появится возможность разгадать фразу короля. Учащиеся сами (или с помощью учителя) делают примерно такой вывод: назначение человека как наиболее разумного из живущих на Земле существ состоит в том, чтобы стараться сохранять природу и вообще всё живое на нашей планете.

На основе этих рассуждений учащиеся отвечают на вопросы задания 2 рубрики «Проверим себя». Все названные учениками черты фиксируются на доске, затем для сравнения зачитывается фрагмент параграфа, в котором даётся портрет безответственного человека. Неважно, если прямого совпадения не будет. Учитель отмечает, что тексты дополняют друг друга и делают портрет точнее и ярче. Далее учащиеся отвечают на вопрос: в чём состоит опасность безответственности. Ответы школьников дадут возможность перейти к следующему этапу урока.

3. Третий пункт плана изучается в процессе самостоятельной работы с текстом учебника. Ученики самостоятельно читают текст раздела «Экологическая мораль» или прорабатывают его путём комментированного чтения.

Для закрепления изученного учитель организует беседу по вопросам 3, 4, 5 рубрики «Проверим себя». Очень важно в ходе беседы записать на доске три главных правила экологической морали. Запись может быть заготовлена заранее и в нужный момент открыта на доске.

Завершая урок, учитель знакомит школьников с личностью и идеями Альберта Швейцера в рубрике «Жил на свете человек». Если позволит время, желательно прочитать рассказ вслух. Заключительная беседа проводится на основе вопросов к рубрике.

Домашнее задание: задания рубрики «В классе и дома» (на выбор учащихся). Учитель может подчеркнуть, что задания 3—6 носят практический характер. Важно стимулировать стремление ребят выполнять их не формально, а проявлять инициативу и ответственность.

Урок работы с текстом

Возможна организация работы с текстом «Экология и нравственность»1. Для этого текст должен быть заблаговременно распечатан в достаточном количестве экземпляров (возможно по одному на парту).

После обсуждения ответов на вопросы к тексту учитель знакомит ребят с примерами нравственного отношения людей к природе (пример семьи Пажетновых).

Домашнее задание: § 16 учебника; задания рубрик «Проверим себя», «В классе и дома».

Литература для учителя

Важно ознакомиться с текстом Федерального закона «Об охране окружающей среды» (ст. 71, 72, 74 в гл. XIII «Основы формирования экологической культуры»).


1 Промежуточная аттестация по обществознанию. 6—9 классы: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. — М., 2010. — С. 74—75.






Для любых предложений по сайту: [email protected]