Обществознание 6 класс - Поурочные разработки
ЧЕЛОВЕК СЛАВЕН ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ - Нравственные основы жизни
Задачи уроков
1. Подвести учащихся к пониманию термина «добро» как категории этики, постепенному наполнению этого понятия конкретным содержанием путём:
— объяснения того, что значит быть добрым, кого называют добрым, каково главное правило доброго человека, в чём суть доброго отношения и т. д.;
— выработки умения приводить конкретные примеры проявления доброты и действия золотого правила морали в конкретных ситуациях.
2. Способствовать воспитанию добрых чувств, умения сочувствовать, сострадать и т. д.
3. Содействовать формированию понимания значения конкретных добрых поступков, готовности поддерживать того, кому нужно помочь.
4. Использовать возможности урока для развития нравственной рефлексии, оценки своих действий, поступков, отношения к окружающим, оценки различных жизненных ситуаций, действий других людей с нравственных позиций.
Оборудование уроков
Слайд, плакат под названием «Русские пословицы о добре».
План изучения нового материала
1. Что такое добро. Кого называют добрым.
2. Доброе — значит хорошее. Чувства и дела.
3. Главное правило доброго человека.
4. Притча о блудном сыне.
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок, включающий объяснение учителя, самостоятельную работу учащихся с учебником, выполнение познавательных заданий к параграфу и в рабочей тетради; школьная конференция на тему «Что такое добро. Кого называют добрым».
Комбинированный урок можно начать с обсуждения русских пословиц. Учитель демонстрирует учащимся плакат или слайд со следующими пословицами:
1. «От добра добра не ищут».
2. «Кто добро творит, тому Бог отплатит».
3. «Худо тому, кто добра не делает никому».
4. «Час в добре побудешь, всё горе забудешь».
5. «Многого желать — добра не видать».
6. «За худом пойдёшь, добра не найдёшь».
7. «В ком добра нет, в том и правды мало».
8. «Бедного обижать — себе добра не желать».
9. «Доброе имя дороже богатства».
Следует предложить классу раскрыть смысл хотя бы некоторых из предложенных пословиц. Это станет прологом более основательного разговора о понятии «добро».
Во вводном слове учитель может отметить, что слова «добро», «добрый», «доброта» связаны между собой, потому что образованы от одного корня — «добр». Коренное слово «добро» сближает и соединяет множество различных явлений. Для того чтобы это положение стало понятным, учащимся предлагается выполнить задание № 1 в рабочей тетради, затем, проанализировав предложения, ответить на вопрос: «О каких сторонах жизни в них идёт речь?» Шестиклассники могут придумать такие выражения: «добрый день», «в добрый путь», «всем известна доброта этого человека», «будьте добры», «доброго вам здоровья», «добрый кусок пирога», «добрая погода», «добрый молодец». При помощи учителя класс может сделать вывод, что речь идёт о разных сторонах жизни: тут есть приветствие, напутствие, обращение, черта характера, размер определённой вещи, общая характеристика человека и состояния природы. Волшебное слово «добро» объединяет все эти примеры, придаёт им общий положительный смысл. Что же означает это слово? Найти ответ поможет работа над пунктом параграфа «Что такое добро. Кого называют добрым».
Работу целесообразно начать с рассказа или прочтения учителем сказки о Счастливом Принце (с. 86 учебника), а затем провести беседу по её содержанию. Смысловой центр сказки — признание Ласточки после того, как она отнесла драгоценность для больного ребёнка, в том, что ей совсем не холодно, хотя уже началась зима, и ответ Принца: «Это потому, что ты сделала доброе дело».
Здесь, по существу, заключён основной смысл не только сказки, но и всего урока: добро — это когда желаешь хорошего другим, а ещё лучше — когда сделаешь что-то полезное, поможешь другому. Высшее проявление добра — конкретное дело. К тому же добро делать приятно, это согревает душу. К такой мысли учащихся необходимо подвести постепенно, в ходе беседы, которая строится на основе вопросов, предложенных в учебнике (с. 86). Ход рассуждений может быть примерно таким: Принц заплакал потому, что ему наконец-то открылась правда. При жизни он наслаждался дворцовыми развлечениями и, казалось бы, был счастлив. Но счастье было иллюзорным: он ничего не знал о скорби и нищете народа. Картина, которую он увидел, будучи металлической статуей, вызвала потрясение и стала началом нового состояния. В нём родилось сострадание, желание помочь людям. Чувство сострадания испытала и Ласточка. Рискуя жизнью, она стала помогать Принцу. И, сделав доброе дело, почувствовала прилив тепла.
Другой вариант изучения того же материала — разыграть небольшую сценку, где в роли Принца выступит мальчик, в роли Ласточки — девочка, ведущим станет сам учитель. Такую инсценировку следует подготовить заранее, проиллюстрировав её рисунками учащихся или при помощи слайдов, а далее организовать по указанным выше вопросам.
Беседа создаёт возможность для некоторых обобщений и углубления представлений об изучаемом понятии. Учитель должен обратить внимание класса на то, что добрыми могут быть и чувства. Целесообразно организовать фронтальную беседу, задав вопрос: «Какие добрые чувства вы можете назвать?» Выслушав ответы, в которых могут прозвучать названия следующих чувств: любовь, сочувствие, сострадание, благодарность, сердечность, доброжелательность, симпатия и т. д., учителю необходимо заострить внимание учащихся на том, что добрыми могут быть дела. Важно, чтобы подростки привели свои примеры добрых дел, а затем следует уточнить у них, почему нужно от хороших чувств переходить к хорошим делам.
В завершение изучения этого пункта плана урока можно составить следующую таблицу:
Добрые чувства |
Добрые дела |
Учащимся предлагается её заполнить. В процессе данной работы шестиклассники должны выяснить, что правый столбец можно заполнять бесконечно (помочь сделать уборку, принести хлеба, угостить друга, защитить слабого и т. д.). Целесообразно задать им вопрос о том, какой вывод из этого можно сделать.
Рассуждения о добре помогут перейти к разговору о реальных творцах добра. Учитель предлагает классу обдумать вопрос: «Какого человека мы называем добрым?» При этом учитель просит класс не торопиться с ответом и вначале познакомиться с одной человеческой судьбой.
Далее изучается материал об академике А. Д. Сахарове. Это изучение можно осуществить следующим образом:
— учитель излагает материал;
— учащиеся самостоятельно работают над текстом параграфа.
Затем проводится беседа по вопросам, которые даны в конце рубрики «Жил на свете человек». Она позволит выявить такие главные черты доброго человека, как: совестливость, добрая воля, сострадание и, конечно, добрые дела, конкретная помощь людям, защита тех, кто в этом нуждается. В ходе беседы ученики могут рассказать о добрых людях, которых они встречали в жизни. Важно не забыть спросить у подростков: «Почему у вас сложилось такое мнение о добрых достойных людях?» Учащиеся могут проанализировать собственные впечатления.
После беседы учитель переходит к работе с рубрикой «Картинная галерея». Эта работа развивает эмоционально-образную сферу познания подростков. Учителю придётся выступить в роли искусствоведа. В учебнике помещена репродукция картины Рембрандта (1606—1669) «Возвращение блудного сына». Для лучшего понимания учащимися сути сюжета, изображённого на картине, учителю следует рассказать «Притчу о блудном сыне» из Евангелия от Луки (глава 15, стихи 11—32). Полностью её зачитывать в классе нецелесообразно, поскольку она содержит несколько сюжетных линий и шестиклассникам будет сложно её воспринять. Задача педагога состоит в том, чтобы вызвать у детей сопереживание, помочь проникнуться чувствами, которые охватили героев картины — отца и сына в момент их встречи. Учитель может сказать, что человек, стоящий на коленях перед стариком, — это и есть блудный сын. Необходимо пояснить, что «блудный» здесь означает «заблудший», «сбившийся с пути». Затем учитель может изложить переработанный материал притчи — строго в рамках учебника.
После рассказа можно предложить школьникам тщательно всмотреться в репродукцию картины и ответить на вопросы:
1. Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец?
2. Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын?
Учителю обязательно надо ввести в вопрос придаточное предложение («кроме радости встречи»), чтобы не провоцировать однозначные ответы. Важно побудить учащихся к более глубоким размышлениям, помочь им разобраться в чувствах героев, объяснить подросткам, что, безусловно, сын испытывает радость встречи, но вместе с тем его мучают угрызения совести, стыд. Он раскаивается, сожалеет о том, что сотворил, просит простить его, готов исправиться, загладить свою вину и т. д. Отец жалеет сына, его сердце полно состраданием, он готов забыть его грехи и простить. Из вышесказанного ученики должны сделать вывод: всё это и есть добрые чувства, которые открывают путь к добрым поступкам.
В хорошо подготовленном классе можно «озвучить» роль отца. Можно предложить учащимся сформулировать, какими словами отец встречает своего блудного сына, и затем отметить, что в библейской притче рассказано, что при встрече сына отец воскликнул: «...сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся...»
Важно обдумать сказанное отцом. «Пропадал и нашёлся» — это понятно. Но что значит «был мёртв и ожил»? Помогая классу, учитель объясняет, что отец имел в виду не физическую смерть сына. Здесь речь идёт о духовной, моральной смерти. Сын погряз в разгульной жизни и расточил добро, нажитое трудом отца, но в конце концов он понял, что вёл себя подло, раскаялся, попросил прощения, и душа его ожила.
После эмоциональной паузы уместно перейти к размышлению о золотом правиле морали. Учителю необходимо чётко объяснить, в чём заключается содержание и основной смысл правила, почему люди так высоко ценят его и почему это правило живёт много веков (этот материал имеется в учебнике). В результате такого объяснения класс будет вполне готов к ответу на вопросы № 4 и 5 из рубрики «В классе и дома».
В конце урока педагог обращается к рубрике «Учимся делать добро». Желательно написать эти слова на доске и затем задать классу вопрос: «С чего начинается доброта?» Выслушав учащихся, учитель отмечает, что на этот вопрос есть только один правильный ответ: с заботы о близких. Следует обязательно похвалить тех, кто дал такой же или близкий к нему ответ. С опорой на текст учебника формулируются «Три правила заботы о близких». Правила записываются на доске. Школьникам предлагается их запомнить и постараться выполнять. Учитель акцентирует внимание подростков на том, что правил может быть и больше, но с этих трёх надо начинать свои добрые дела.
Домашнее задание. Прочитать § 10, выполнить задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя).
Урок-конференция «Что такое добро. Кого называют добрым». Урок-конференцию учителю следует начать с объяснения, что конференция — это совместное рассмотрение какого-нибудь вопроса, проблемы. На уроке можно заслушать ряд подготовленных сообщений, организовать их обсуждение и выполнить ряд практических заданий.
В процессе подготовки к конференции необходимо:
1) распределить роли — выбрать учащихся для подготовки сообщений. Такие сообщения могут быть подготовлены в парах; выступающим предлагается заранее подготовить текст и обязательно уложиться в отведённое время;
2) при выборе темы сообщения опираться на текст параграфа;
3) организовать подготовку не более пяти сообщений, каждое примерно по 5—6 мин.
В начале конференции учитель напоминает классу, что нужно строго придерживаться регламента (на стол можно поставить часы), в случае необходимости оказывает поддержку выступающему, например задав вопрос, комментируя сообщение; приучает школьников поддерживать общую доброжелательную атмосферу; отводит время на реакцию зала — вопросы с мест, оценки, мнения, пожелания и т. д.
После каждого выступления проводится его краткое обсуждение, учитель задаёт вопросы классу, опираясь на соответствующие рубрики учебника и рабочую тетрадь. Итогом конференции может стать работа с разделом «Учимся делать добро». Затем с привлечением текста учебника формулируются «Три правила заботы о близких».
Домашнее задание. Выполнить все задания в рабочей тетради (§ 10).