Обществознание 6 класс - Поурочные разработки
ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ - Человек среди людей
Задачи уроков
1. Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения.
2. Способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах.
3. Создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности.
4. Совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия.
Оборудование уроков
Мультфильм «Контакты-конфликты», мультимедиапроектор, компьютер (видеомагнитофон), карточки с заданиями для ролевой игры.
План проведения практикума
1. Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья.
2. Я и группы, в которые я вхожу.
3. Как получить удовольствие от общения.
4. Как победить обиду.
Варианты организации учебной деятельности
Традиционный урок-практикум: работа с материалами учебника, выполнение заданий в рабочей тетради индивидуально и в группах; групповая проектная работа.
Традиционный вариант проведения урока-практикума подразумевает следующее распределение учебного времени: на первом уроке рассматриваются пп. 1 и 2 плана урока, а на втором — пп. 3 и 4.
Обращаем внимание учителя на то, что формулировки плана урока намеренно заостряют внимание учащихся на рефлексии своего статуса среди окружающих людей. Большинство подростков испытывают определённые проблемы в общении. Чтобы избежать неловких моментов, учителю следует уделить особое внимание заданиям, выполнение которых не предполагает обязательного публичного обсуждения результатов, но даёт возможность ученику самому оценить, насколько он успешно контактирует, прежде всего со сверстниками.
Так, при изучении п. 1 плана урока возможно повторное обращение к заданию № 7 в рабочей тетради. Если это задание ранее уже анализировалось, можно напомнить кратко итоги его обсуждения. Далее можно попросить учащихся ознакомиться с правилами, данными в рубрике «Учимся общаться», и привести примеры ситуаций, когда предлагаемые правила помогают установлению контакта в межличностных отношениях.
Дополнительно можно предложить разыграть небольшие сценки, иллюстрирующие роль чувств в межличностных отношениях. В сценках могут быть задействованы один-два человека (по желанию). Участникам предлагают на выбор ряд карточек с темами, все остальные ученики класса выступают в роли экспертов. Их задача — письменно дать краткий отчёт об увиденном по схеме: участники — событие — чувства участников.
Ситуации
1. Меня никто не замечает, я никому не интересен.
2. Кто меня не знает, я — самая большая знаменитость нашего класса.
3. Неизвестно, как отнесутся мои знакомые к тому, что я приду к ним в гости без приглашения.
4. Хочу познакомиться с известным человеком. Как мне обратить на себя его внимание?
5. Меня вызывают для какого-то разговора в кабинет директора.
Отчёты экспертов зачитываются вслух, при этом обращается внимание на роль чувств в успехе взаимодействия.
Изучение п. 2 плана урока может быть организовано следующим образом. Учитель разбивает класс на группы по четыре человека. Каждая группа получает конверт с квадратом, разрезанным на неровные фрагменты, и задание.
Задание
Начинайте действовать по общему сигналу. Соберите из фрагментов целый квадрат. Нельзя отбирать детали друг у друга, нельзя разговаривать во время выполнения задания. Победит та команда, которая справится с заданием за самое короткое время.
После того как закончит свою работу последняя группа, можно провести обсуждение. Сначала учитель обращается к группе победителей с вопросами: «Как вы действовали?», «Что вам помогало в работе, а что мешало?», «Что вы чувствовали, выполняя задание?», «Был ли в вашей группе лидер?», «Как он действовал?», «Как действовал каждый участник группы?», «Если бы вам разрешалось разговаривать, что бы вы сказали друг другу?».
Затем на эти же вопросы могут ответить участники и других групп. Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что даже такое несложное упражнение показывает, как важно, взаимодействуя в группе, помогать друг другу (ведь можно не отбирать, а отдавать, не наступать, а уступать). Взаимопониманию помогает общая цель, общее дело, общее увлечение.
Домашнее задание. Выполнить небольшое исследование — задание № 3 практикума (с. 84 учебника).
Второй урок-практикум отводится изучению пп. 3 и 4 плана урока. Начать урок можно с обсуждения домашнего задания, а после перейти к выполнению заданий № 1, 2 практикума (с. 84 учебника).
Анализируя разыгранные сценки (сценарии), необходимо обратить внимание шестиклассников на самые удачные примеры.
Далее шестиклассникам предлагается послушать статью, опубликованную в одной из газет.
Гений общения
Однажды во дворе многоэтажного дома шестилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа! А вас?» Мужчина ответил. Девочка продолжила: «У вас найдётся две минутки, чтобы поговорить со мной?» «Конечно», —- ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она очень любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, то поняла, что стала калекой».
Тут Наташа вынула из-за спины сломанную куклу.
«Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите, пожалуйста, моей кукле».
Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь помочь вам?» — спросила она.
После прочтения учитель просит учеников ответить на вопросы:
1. Почему автор заметки дал ей такое название?
2. Согласны ли вы с такой оценкой?
3. Какие правила общения, возможно не осознавая этого, столь удачно использовала Наташа?
Последний пункт плана урока посвящён повторению и закреплению темы «Конфликты в межличностных отношениях». Практическому усвоению стратегии поведения в конфликте может способствовать обсуждение задания № 8 в рабочей тетради к § 9 и сравнение подготовленных учащимися памяток с предлагаемыми в учебнике «Правилами успешного общения через посредника в конфликтной ситуации».
Кроме того, можно предложить ролевую игру «Ссора подруг». Продолжительность игры 25 мин. Игра направлена на расширение практики эффективного поведения в ситуациях конфликта. Учащимся предлагается проанализировать поведение участников игры, их чувства, возможные последствия.
Двум участницам раздаются карточки с описанием их роли. Другим ученикам эта информация неизвестна.
Классу учитель сообщает следующую информацию:
Марина и Лена — одноклассницы. Они дружат с 1 класса, часто бывают дома друг у друга. На днях Лена призналась Марине, что ей хочется поближе познакомиться с Верой. Вера недавно переехала в их город. Она занимается музыкой и неплохо поёт. Хорошо бы привлечь её к подготовке концерта к празднику, которой как раз заняты Марина и Лена. Марина ничего не сказала на это Лене и перевела разговор на другую тему. Марина попросила Лену помочь ей разобраться с темой, по которой завтра будет контрольная. Они договорились позаниматься дома у Лены. В условленный час Марина позвонила в квартиру Лены. Бабушка Лены сказала, что дома Леночки нет, за ней зашла Вера, и они пошли в кино. На следующий день Марина и Лена поссорились.
Карточка Марины
Ты разозлилась на Лену, когда не застала её дома. Ты чувствовала себя обиженной, а Лену считала предательницей. Как можно доверять Лене, а ещё подруга. Ты столько раз её выручала. Даже не стала приглашать на свой день рождения Никиту, с которым Лена ссорится. А ведь тебе он так нравится. Дай понять Лене, что она не права, что ты разочарована в ней и во всём винишь Веру.
Карточка Лены
Для тебя обида Марины непонятна. Подумаешь, ну пошла в кино с Верой. Она так интересно рассказывает о городе, из которого приехала. По дороге обсудили программу будущего выступления Веры на праздничном концерте. Ты просто забыла о своём обещании Марине. Да и ничего страшного не случилось, в конце концов, ты не обязана заниматься с Мариной. Ты готова помириться с Мариной хоть сегодня. Тем более что Вера сказала, что Марина ей очень нравится.
Продолжительность сценки с предварительной подготовкой участниц не должна превышать 5—7 мин.
После представления ситуации необходимо её проанализировать, заострив внимание учащихся на том, что, выступая в роли экспертов, они должны оценивать поведение не исполнителей, а их персонажей.
Непосредственно после сценки следует заслушать исполнителей ролей Марины и Лены: как они чувствовали себя в роли? Как они оценивают поведение своих персонажей? Как каждая из участниц поняла позицию подруги, её чувства? Какой вывод для себя они сделали?
После этого можно дать слово экспертам.
В заключение учитель ещё раз может подчеркнуть, что часто конфликты возникают из-за непонимания, отсутствия исчерпывающей информации или её искажения. Конфликт будет усугубляться, если участники думают только о своей обиде, о своих чувствах и забывают о том, что и другой партнёр может переживать, волноваться, обижаться. Очень важно в конфликте постараться понять другого, войти в его положение.
Конфликты могут возникать и из-за нарушения правил обмена информацией, когда информация заменяется домыслами, слухами и пр.
Проиллюстрировать это утверждение можно ещё одной ролевой игрой «Испорченный телефон».
Вызовите пять-шесть участников, попросите их выйти в коридор и дайте инструкцию классу:
«Вы наблюдатели. Сейчас участники будут по одному входить в класс, выслушивать по очереди некоторую информацию и передавать её следующему участнику. Наблюдатели должны фиксировать, что происходит с исходной информацией в процессе её передачи по цепочке».
Участникам вы сообщаете, что они должны по сигналу заходить в класс по одному, прослушать некоторую информацию и постараться как можно точнее её передать следующему участнику. При этом нельзя текст повторять дважды.
Учитель приглашает первого участника и сообщает ему следующее:
«Тебе звонила классная руководительница. Она попросила передать всем девочкам, что завтра физкультуры не будет, Нина Петровна заболела. Поэтому вместо физкультуры на третьем уроке — русский, на пятом — репетиция хора, а дежурные должны навести порядок, так как завтра смотр кабинетов. И ещё она просила тебя пригласить родителей на беседу к учителю английского. Лучше всего в среду утром».
Когда первый участник готов передать эту информацию следующему, можно пригласить второго ученика. Если у участников игры возникают вопросы, необходимо ответить, но не надо инициировать их.
После того как последний участник повторит, что он услышал, целесообразно обсудить результат ролевой игры. Главным должен стать вопрос о том, какими могут быть последствия такой передачи информации.
В конце урока необходимо подвести итоги и оценить работу учащихся.
Групповая проектная работа. Урок групповой проектной работы может быть организован следующим образом: на первом уроке ученики занимаются разработкой и созданием проекта, на втором презентуют его и анализируют результаты работы.
Примерные темы проектных работ:
1. «Круг межличностных отношений». Написать сценарий мультфильма, создать компьютерную презентацию.
2. «Межличностные отношения глазами художников». Подобрать иллюстрации на данную тему и написать комментарии к ним.
3. «Малые группы в нашем классе». Провести опрос одноклассников и представить результаты в виде различных графических схем на бумажных или электронных носителях.
4. Составить «Словарик невербального общения».
5. «Контакты-конфликты». Написать собственный сценарий инсценировки по данной теме.
6. «Дружба мальчиков и девочек». Подготовить компьютерную презентацию по итогам опроса одноклассников.
7. «Групповые нормы и санкции». Подготовить компьютерную презентацию по данной теме.