Обществознание 5 класс - поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год
Школа - ШКОЛА
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Школа”; обсудить роль и значение образования и самообразования для формирования личности подростка; создать условия для формирования четкого представления о товариществе и дружбе.
Планируемые результаты: предметные: учащиеся овладеют целостными представлениями о школьной жизни; научатся объяснять ключевые понятия образование, самообразование’, понимать побудительную роль мотивов в формировании дружбы, значение коммуникации в межличностном общении; научатся анализировать факторы, влияющие на укрепление дружбы; давать характеристику системы образования в Российской Федерации; метапредметные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; ватман; принадлежности для рисования; детали для игры “Понимание”; проектор; мультимедийная презентация.
Тип урока: развивающего контроля.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
— Мы закончили изучать тему “Школа”. Заинтересовала ли вас данная тема?
— Почему?
Стало уже традицией на уроках обобщения и систематизации знаний не только повторять изученный материал, но и отрабатывать определенные навыки и умения. Сегодняшнее занятие не станет исключением. Оно будет игровым, однако, играя, мы будем продолжать учиться решать школьные проблемы, общаться, находить выход из конфликтных ситуаций и т. д.
— Для большей эффективности разделитесь на группы. Каждая получит творческое задание.
Итак, начнем нашу работу.
III. Работа по теме урока
1. Творческие задания
Задание для первой группы. Проект “Школа моей мечты”
— Представьте, как будет выглядеть школа вашей мечты: как в ней организованы занятия, какие предметы там изучают, чем, помимо учебной деятельности, занимаются ученики, какие учителя работают в этой школе. При выполнении задания используйте дополнительный материал.
Дополнительный материал
Как найти хорошую школу
Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда они вошли во двор, их окружили дети.
— Какой смешной старик, — засмеялся один мальчик.
— Эй, маленький толстяк, — скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и ребята убежали.
Дедушка решительно взял внука за руку и вышел с ним со школьного двора.
— Ура, я не пойду в школу, — обрадовался мальчик.
— Пойдешь, но не в эту, — сердито ответил дед. — Я сам найду тебе школу.
Старик отвел внука в свой дом, поручил бабушке заботиться о нем, а сам пошел искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах ребята не обращали на старика внимания, в других — дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети выбежали во двор.
— Дедушка, вам плохо, принести воды? — послышался детский голосок.
— У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, — предложил один мальчик.
— Хотите, я позову учителя? — спросил другой.
Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался с ним и сказал:
— Наконец я нашел лучшую школу для моего внука.
— Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел.
Вечером мама мальчика спросили деда:
— Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
— По ученикам узнают учителей, — ответил старик.
Вопросы и задания
— Как вы думаете, правильно ли дед искал школу?
— Какой должна быть школа, чтобы все дети ходили туда с радостью?
— Нарисуйте школу своей мечты.
Задание для второй группы. Знатоки школьных терминов
— Вы должны вспомнить как можно больше терминов по теме “Школа”, объяснить их и создать коллаж, используя данные термины.
Задание для третьей группы. Кто прав?
— Представьте, что вы стали свидетелями спора. Тимофей и Гена — лучшие друзья. Как-то они поспорили друг с другом. Гена утверждал, что человеку достаточно тех знаний, что дают ему в школе, а лишняя информация только мешает и сбивает с толку. Тимофей же, напротив, убежден, что, помимо изучения школьного минимума, надо заниматься самообразованием.
— С кем из ребят вы согласны? Почему?
— Подготовьте аргументы в защиту своей позиции и составьте логическую схему.
Задание для четвертой группы. Паровозик дружбы
— Представьте, что вы с одноклассниками едете путешествовать. Разместите всех ребят в вагонах. В каждый вагон помещается не более шести человек.
(Учащиеся должны объяснить, почему они разместили одноклассников именно таким образом.)
Задание для пятой группы. Игра “Ромашка”
— Предлагаю вам сыграть в игру. Нарисуйте ромашку и лепестки цветка заполните словами, но не простыми: напишите на каждом лепестке одно самое главное, на ваш взгляд, человеческое качество, без которого не может быть дружбы.
(Каждый член группы втайне от других пишет на листочке несколько качеств, после чего они прикрепляются к общему рисунку.)
— Теперь все вместе, используя вашу ромашку, еще раз ответьте на вопрос: “Какими качествами должен обладать настоящий друг?”
Задание для шестой группы. Корреспонденты
— Немало литературных произведений посвящено школьной дружбе. Почему эта тема так интересна писателям? Какое значение дружба имеет для человека? Почему ее отсутствие в классе огорчает? Что для вас значит понятие “дружный класс”? Могут ли быть друзьями все ученики класса? Напишите заметку на эту тему.
Задание для седьмой группы. Ассоциативный ряд со словом “конфликт”
— Наверняка все вы были участниками конфликтов и легко можете представить себе, что чувствует человек, находясь в этой непростой ситуации. Давайте попробуем выразить наши чувства. Нарисуйте на ватмане предмет живой или неживой природы, который ассоциируется у вас со словом конфликт. При необходимости сделайте подписи.
(Презентация работ групп.)
2. Практикум
Деловая игра “Понимание”
— Давайте сыграем в деловую игру. Объявляется набор людей, которые смогут совместно решать трудные задачи. Всем претендентам нужно за пять минут пройти испытание — собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеив их на лист бумаги. Ваши картинки мы прикрепим на доску.
(Выполнение задания.)
— Покажите ваши картинки.
— Довольны ли вы результатом?
— Что вам мешало работать?
— Какие выводы из этой игры вы сделали?
Упражнение “Квадрат”
(Дети становятся в крут и закрывают глаза. Не открывая глаз, они должны перестроиться в квадрат. Обычно сразу все начинают кричать, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется лидер, который фактически руководит процессом. После того как квадрат будет построен, дети продолжают стоять с закрытыми глазами. Учитель должен задать им вопрос: все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. И только после того как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, учитель предлагает открыть глаза, порадоваться хорошему результату и проанализировать процесс. Также можно предложить детям построить другие фигуры.
Во время выполнения упражнения ученики переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, в ходе которого ребята высказывают одноклассникам свои пожелания для улучшения совместной работы.)
— Каким образом задание можно было выполнить качественнее и быстрее?
Упражнение “Коллаж”
(Цель данного упражнения — сплотить класс. Ученики делятся на группы, каждая садится за свой стол. Ребятам предлагаются ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками. Из предложенных картинок каждый ученик выбирает такие, которые соответствуют его ощущению занимаемого им места в данной группе. Картинки ребята располагают на ватмане в нужном, на их взгляд, месте. После выполненной работы каждый по желанию дополняет свои картинки фоном с помощью красок и карандашей.)
Вопросы для обсуждения
— Почему вы выбрали ту или иную картинку?
— Соответствует ли расположение ваших картинок тому месту, которое вам бы хотелось занимать?
— Какие сложности возникли у вас при выполнении упражнения?
Упражнение по оценке проблемной ситуации “Подбери пословицу”
Дружба — это не только великий дар, но и великий труд. Можно найти друга, но очень легко его потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые советы о том, как сохранить дружбу.
(На доске записаны пословицы.)
• Друга иметь — себя не жалеть.
• Друг познается в беде.
• Друга на деньги не купишь.
• Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Сейчас я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в подобном случае, и опишите свои действия.
Ситуация № 1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: “Друга иметь — себя не жалеть”.)
Ситуация № 2
Вы играли в футбол во дворе, и ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову скорую и скажу: “Друг познается в беде”.)
Ситуация № 3
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: “Друга на деньги не купишь”.)
— Ну а к четвертой пословице попробуйте придумать ситуацию сами. “Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает” — в каких случаях можно вспомнить эту пословицу?
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия
— Поделитесь своими впечатлениями от урока.
— Нарисуйте свое настроение, применяя характеристику цветов, предложенную психологом Максом Люшером:
• красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) — радостное, восторженное настроение;
• насыщенный и яркий красный — нервозное, возбужденное состояние, агрессия;
• синий — грусть, пассивность, усталость;
• зеленый — активность (но при насыщенности цвета это беззащитность);
• желтый — приятное, спокойное настроение;
• фиолетовый — беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
• серый — замкнутость, огорчение;
• черный — унылое настроение, отрицание, протест;
• коричневый — пассивность, беспокойство и неуверенность.
Домашнее задание
Выполните коллективное творческое задание “Театр: пьеса, которая устроит всех”. Разделитесь на четыре группы: первая — сценаристы, вторая — режиссеры, третья — актеры, четвертая — критики. Задача для всей команды — написать и поставить пьесу, которая устроит всех. Причем она должна устраивать и по жанру, и по названию, и по содержанию. Сценаристы пишут первый акт, затем в него вносят свои поправки критики, дальше текст отдается режиссерам, и они начинают постановку вместе с актерами. В это время уже пишется второй акт, а потом третий. Когда пьеса будет готова, все рассаживаются в зале и актеры начинают играть. Бурные овации, море эмоций. Теперь следует спросить каждого: устроила ли его пьеса? Что можно было сделать лучше? В этот момент участники могут поделиться положительными и отрицательными впечатлениями от совместной деятельности. Если пьеса устроила всех или почти всех, значит, работа выполнена эффективно.