Обществознание 11 класс - Поурочные разработки
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы должно внести вклад в достижение результатов:
личностных:
— формирование российской гражданской идентичности;
— складывание системности научных знаний;
метапредметных:
— умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
— сформированность целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных, политических реалий;
предметных:
— владение базовыми научными понятиями «система», «государство», «политический режим»;
— сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
— сформированность навыков оценивания политической информации;
— владение умением применять полученные знания, прогнозировать последствия принимаемых решений.
Задачи занятия:
1) обобщить и систематизировать знания о политике, полученные не только на предыдущем уроке, но и в курсе обществоведения основной школы, а также на уроках истории;
2) углубить понимание процессов, происходящих в политической жизни;
3) способствовать ориентации учащихся на демократические ценности.
II. Место темы в системе учебных занятий
Данная тема при изучении сферы политики занимает особое место. Она позволяет упорядочить всю информацию о политической жизни на основе системного подхода. Понятие политической системы охватывает не только многообразие политических явлений, но и полный спектр связей политики с другими сферами человеческой деятельности, с функционированием общества в целом. Опорой для изучения темы являются ранее изученная тема «Общество как система», знания о политике, полученные в основной школе, а также исторические знания учащихся.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Лавриненко В. Н. Политология: курс лекций / В. Н. Лавриненко, Ж. Б. Скрипкин, В. В. Юдин. — М., 2010. — Лекции 8, 9.
Мухаев Р. Т. Политология: учеб. — М., 2011. — Темы 5—7.
Обществознание: учеб. / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — Гл. 7.
Панарин А. С. Политология: учеб, пособие. — М., 2002., — Гл. 5.
Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов, Е. Л. Петренко, В. Г. Сироткин и др. — М., 2008. — Гл. 2, 3.
Оборудование
Размноженные документы для работы в классе.
IV. Организация учебной деятельности
Варианты организации работы
1-й вариант. Занятия основаны на традиционной методике, сочетающей беседу, изложение учебного материала учителем, работу с текстом учебника и документами и т. д. Первый вопрос плана изучается на первом уроке, второй вопрос — на втором, а третий и четвёртый — на третьем.
2-й вариант. На первом уроке изучаются главные положения параграфа. Это возможно при чётко построенной лекции учителя, в которой внимание концентрируется на новых аспектах темы, в то время как относительно знакомые учащимся вопросы оставляются для самостоятельной проработки на втором уроке. На третьем уроке организуется изучение документов и обсуждение практических выводов. Такой вариант подходит для более подготовленного класса.
Ход занятия
Мотивационный этап
Начать изучение темы «Политическая система» целесообразно с обсуждения вопросов, поставленных в начале параграфа. Это позволит мобилизовать те знания, которые уже есть у учащихся, и обозначить ряд ключевых проблем по теме.
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Структура и функции политической системы.
2. Государство в политической системе.
3. Политический режим.
4. Демократические перемены в России.
Приводимые ниже рекомендации построены в логике первого варианта.
1. Можно предложить учащимся прочитать первый абзац параграфа. Затем следует поставить вопрос: что такое социальная система? Ответы учащихся позволят напомнить, что общество — это сложная социальная система, одной из подсистем которой является политическая система.
Структуру политической системы можно представить в таблице, каждая колонка которой содержит краткую характеристику одной из её подсистем. Учащиеся заполняют эти колонки, опираясь на текст учебника.
Институциональная |
Нормативная |
Функциональная |
Коммуникативная |
Культурно-идеологическая |
В структуре каждой подсистемы можно обнаружить её составляющие, которые являются элементами системы. Например, в институциональной подсистеме (её называют также организационной подсистемой) находятся государство, партии и т. п. Это важные элементы политической системы.
Необходимо, чтобы изучение политической системы осуществлялось на основе знаний о социальных системах, полученных в начале курса. В частности, полезно задать вопрос: при каком условии совокупность различных подсистем и разнородных элементов, записанных в таблицу, можно считать целостной системой? В ответах должна прозвучать мысль о том, что только осуществляемое определённым образом взаимодействие частей, называемых подсистемами и элементами, образует политическую систему.
Столь же важно обратить внимание учащихся на особенности связи политической системы со средой: другими сферами (подсистемами) общества, политическими системами других стран, международными организациями, а также с частной жизнью людей. Политическая система получает от среды или её отдельных компонентов импульсы (сигналы) и, в свою очередь, оказывает воздействие на неё.
Эту упорядоченную связь между политической системой и средой, а также между названными компонентами внутри политической системы целесообразно показать на каком-либо примере. В учебнике приведён пример, связанный с модернизацией школы. Естественно, учитель может раскрыть функционирование системы на любом другом примере.
Функции политической системы характеризуются на основе учебника, где указаны четыре задачи, выполняемые ею. В научной литературе представлены и другие классификации функций политической системы. Помимо названных в учебнике, исследователи указывают на такие функции, как авторитарное распределение ценностей (материальных благ, социальных преимуществ и т. п.), мобилизация ресурсов, легитимизация власти и др. (См.: Демидов А. И. Учение о политике: философские основания. — М., 2001. — С. 61—62.)
2. Поскольку в курсе истории раскрывается понятие «государство» и освещается политика многих государств, имеется возможность опираться на знания учащихся, полученные в этом курсе. Задача данного урока состоит в том, чтобы обобщить имеющиеся знания, уточнить их, включить в систему знаний о субъектах политики. Учащимся предлагается назвать признаки государства. Можно предполагать, что они назовут:
— наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением (наличие государственного аппарата);
— наличие органов, позволяющих осуществлять принуждение (полиция, суды, тюрьмы и т. п.);
— наличие территории, на которую распространяется власть государства;
— суверенитет, т. е. исключительное право издавать законы, вершить правосудие, представлять общество в целом;
— сбор налогов для содержания государственного аппарата.
В случае необходимости высказывания учащихся дополняются и уточняются учителем.
Осмыслить роль государства как главного института политической системы учащимся поможет опора на ранее полученные знания о социальных институтах. Целесообразно провести беседу по вопросам: что такое социальный институт? Каковы основные признаки социального института? Как эти признаки проявляются в деятельности государства?
Главное, чтобы учащиеся осознали, что институт государства придаёт организованность и устойчивость деятельности большой группы людей, занятых на государственной службе и участвующих в осуществлении власти. Эта деятельность регулируется комплексом норм, принципов, установок. В качестве примера в учебнике перечислены некоторые обязанности государственных служащих.
В связи с рассмотрением норм, регулирующих деятельность государства, характеризуется конституционное право. Эта отрасль права относится ко всему строю общества и государства, что видно из приведённого в учебнике перечня общественных отношений, которые охватываются нормами данной отрасли. Однако наибольшая часть этих норм связана с устройством государства, положением личности в государстве, осуществлением государственной власти. Поэтому рассматриваемую отрасль права нередко называют государственным правом. Источниками конституционного права являются прежде всего Конституция, а также федеральные законы о референдуме, о гражданстве, о Правительстве РФ, избирательные законы, законы о государственных символах РФ и другие законы. Поскольку Россия — это федеративное государство, к источникам конституционного права относятся и нормативные акты субъектов Федерации.
Затем учащимся предлагается привести примеры политики государств, изученных в курсе истории, объясняя, какие задачи стремились выполнить эти государства. Задачи (функции) государства в обобщённом виде названы в учебнике. С учётом знаний учащихся их можно конкретизировать, дополнить и представить в виде таблицы, которая заполняется на основе текста параграфа.
Функции государства
Внутренние функции |
Внешние функции |
Рассмотрение функций государства позволяет сделать вывод о многообразии задач государства как субъекта политики.
Целесообразно напомнить и о формах государства, поставив вопросы: какие формы правления вам известны? Какие вы знаете формы территориального устройства?
3. Вопрос о политическом режиме возвращает внимание к понятию политической системы, поскольку он относится не только к государству, но и к политической системе в целом. Полезно предложить учащимся обратиться к первому абзацу текста «Политический режим», где даётся общая характеристика политического режима, и вдуматься в слова «формы и методы осуществления политической власти», «уровень политической свободы, способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью».
Характеризуя различные политические режимы, целесообразно обратить внимание на то, что каждый из них проявляется во всех компонентах политической системы: и в устройстве государства, и в партийной системе, и в политических нормах, и в методах властвования, и в способах взаимоотношений субъектов политики, и в идеологической сфере. При реализации учителем такого подхода в процессе изложения материала о политических режимах учащиеся могут заполнять следующую таблицу:
Политические режимы
Признаки |
Тоталитарный |
Авторитарный |
Демократический |
Степень разделения властей |
|||
Полномочия главы государства |
|||
Роль и место идеологии |
|||
Партийная система |
|||
Законы и традиций |
|||
Место и роль силовых структур |
|||
Открытость власти для контроля со стороны общества |
|||
Отношения власти с оппозицией |
|||
Права и свободы личности |
Раскрытие вопроса о политических режимах самим учителем — один из возможных вариантов работы на уроке. Другой вариант основан на изучении документов. В этом случае учащиеся работают с текстами и обдумывают предложенные им вопросы.
Первый из документов — оценка тоталитаризма И. А. Ильиным — приводится в учебнике. К нему можно задать следующие вопросы: какие суждения автора приводят к общему выводу о тоталитарном режиме — «человек всесторонне порабощён»? Как определяются границы свободы обычным правосознанием и тоталитарным? Как тоталитарный режим относится к частным интересам? Как он относится к внутренней свободе человека? Последнее утверждение изучаемого фрагмента — «свобода становится преступной и наказуемой» — целесообразно соотнести с названными выше в учебном тексте чертами тоталитарного режима.
В «Дидактических материалах» для 10—11 классов содержится текст М. X. Фарушкина и А. Н. Юртаева «Тоталитарный и демократический типы политической культуры» (с. 152—153). Работа с ним позволит уяснить противоположность демократии и тоталитаризма на основе их сопоставления.
Характеристике демократии уделяется в этой теме особое внимание, раскрываются её важнейшие ценности и принципы. Каждый из них требует пояснений. Так, принцип народовластия не означает, что любое властное решение поддерживают все до одного граждане государства. На практике народовластие реализуется через принцип большинства. В свою очередь, этот принцип дополняется правом меньшинства на оппозицию.
Такие ценности демократии, как парламентаризм и политический плюрализм, могут быть рассмотрены на базе соответствующих документов (Дидактические материалы, подтема «Демократия», с. 148—151). Под руководством учителя в классе обсуждаются ответы на вопросы, предложенные к этим текстам в названном пособии.
Требует внимания такая ценность демократии, как гласность. Учащиеся должны осознать, что свободный выбор из числа партий и кандидатов, участвующих в выборах, граждане могут сделать лишь тогда, когда им доступна информация об их деятельности, о предложенных ими политических решениях, о позициях, занятых ими в отношении тех или иных законов, и т. п. Гласность — это открытость в деятельности государственных, общественных и других организаций, а также отдельных лиц, облечённых властью; это возможность свободно выражать своё мнение относительно деятельности таких организаций и лиц, освещать её в средствах массовой информации.
Правовое государство как важнейшая ценность демократии будет обстоятельно охарактеризовано на следующих уроках, поэтому в контексте изучаемой темы можно лишь кратко сказать о значении гарантированности прав и свобод граждан. В частности, таких, как право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей, как свобода средств массовой информации и т. п.
Нуждается в осмыслении вывод о том, что предпосылкой стабильного развития и успешного функционирования демократического режима является преобладание в сознании граждан демократических ценностей. Если демократические принципы не являются ценностью для большинства, их реализация на практике проблематична и становление демократии затруднено. Вместе с тем сама по себе демократия не решает все проблемы, имеющиеся в обществе. Она лишь создаёт условия для их решения. Более глубоко понять значение и возможности демократии поможет работа с фрагментами произведений П. И. Новгородцева: в рубрике «Документ» в параграфе и в «Дидактических материалах» (текст «Демократия на распутье», с. 148—149). Обсуждение вопросов, поставленных к этим документам, позволит продвинуться от самых общих представлений о демократии (власть народа) к конкретным знаниям о ней и к пониманию того, что упрощённый взгляд на демократию может способствовать её перерождению в анархию либо олигархию и даже, как писал Новгородцев, в деспотический режим.
Раскрывая возможности, которые даёт демократия для общественного прогресса, важно также разъяснить её уязвимые стороны. В параграфе они названы в абзаце, начинающемся словами «Ахиллесова пята...». На поведение избирателей могут оказать воздействие и лица, ведущие агитацию за того или иного кандидата, ту или иную партию, и средства массовой информации. Но работа агитаторов, а особенно эфирное время и газетная площадь для политической рекламы, плакаты, листовки — всё это стоит больших денег. Поскольку денежные ресурсы участников предвыборной борьбы заметно различаются, их реальные возможности неодинаковы. Определённую роль может также сыграть административный ресурс.
В учебнике также отмечены возможные причины и другого явления, ослабляющего демократический режим: массового неучастия в выборах и прочих демократических процедурах.
Указанные недостатки и противоречия не перечёркивают преимущества демократии перед иными политическими режимами. Весь разговор на уроке о демократии направлен на осознание главного вывода о том, что демократия — это важнейшее завоевание человечества.
Углубить понимание демократии поможет изучение документа «Политические режимы» (Дидактические материалы, с. 141—143).
4. Рассмотрение демократических перемен в России целесообразно начать с анализа изменений в политической системе, произошедших в результате принятия Конституции 1993 г. Основой такого анализа, как в учебнике, может стать представление о структуре политической системы. Возможна и работа учащихся с текстом учебника. При этом целесообразно заполнение таблицы «Изменения в политической системе России», форма которой совпадает с формой таблицы о подсистемах политической системы, предложенной выше.
Далее раскрывается противоречивый характер процесса становления демократии в нашей стране. Некоторые причины трудностей движения государства и общества к демократии названы в учебнике.
В политологических исследованиях последних лет выявляются тенденции развития политической системы России после 2000 г. Так, делается вывод о том, что главным свойством новой системы власти является моноцентризм в отличие от полицентрической системы предшествующего десятилетия. Она максимально замыкается на Кремль — центр власти, отодвигающий на задний план все остальные. Взаимодействия в политической системе стали менее конфликтными. Взаимоотношения Федерального собрания с президентом и правительством перешли в режим сотрудничества. Политика основывается на согласованиях и компромиссах. Подготовка и реализация решений осуществляются в рамках конституционного поля. Взят курс на модернизацию политической системы. Но чтобы модернизация состоялась и была успешной, подчёркивается в выводах, обязательно присутствие в ней демократической составляющей.
Этап закрепления
Особого внимания требуют практические выводы. Первый, второй и третий выводы подсказывают методы решения важнейших политических вопросов. Первый вытекает из факта существования в политической жизни многообразных взаимодействий. Для правильного понимания происходящего нужен системный подход к политике. Сделать второй вывод — значит ответить на вопрос: по каким признакам можно определить характер политического режима? Третий вывод учит правильно ставить вопросы перед политиками, претендующими на власть. Что касается четвёртого вывода, то он предупреждает об иллюзии, наделяющей демократию не свойственной ей способностью обеспечивать всеобщее благо. Она лишь создаёт условия для движения в этом направлении.
Полнее осознать изученное поможет обсуждение в классе высказывания Н. А. Бердяева (рубрика «Мысли мудрых») и задания 4 к параграфу.
Домашнее задание
Учебник, § 21. Вопросы для самопроверки.