Обществознание 11 класс - технологические карты уроков по учебнику Л. Н. Боголюбова - 2015 год
ИТОГОВОЕ КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ - ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
Тема урока |
ИТОГОВОЕ КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
|||||||
Тип урока |
Контроль знаний и умений |
|||||||
Дата урока |
||||||||
Цель урока |
Проверка уровня сформированности у учащихся компетентностей и универсальных учебных действий |
|||||||
Методы и формы обучения |
Методы: частично-поисковый. Формы: индивидуальная |
|||||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
|||||||
Научатся: определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания. Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание |
Учебно-познавательная компетенция Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод |
|||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||||||||
Этапы урока |
Время (мин) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
|
I. Мотивация к учебной деятельности |
3 |
Подготовка учащихся к уроку |
Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока |
Готовятся к выполнению тестовых заданий |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
Работа в тетради |
|
И. Контроль знаний и умений |
35 |
Итоговое тестирование за курс 11 класса |
Раздает бланки тестов и проверочные листы; контролирует выполнение работы |
Выполняют тестирование |
Индивидуальная работа |
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
Тестовая работа |
|
III. Итоги урока. Рефлексия |
2 |
Обобщающая беседа |
Подводит итоги урока |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная работа |
Личностные: развивают способность к самооценке. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Проверка контрольной работы |
|
Приложение
Тестовые задания
Часть А
А1. Для традиционного общества характерно(-а):
1) ценность человеческой личности;
2) динамичное развитие;
3) высокая роль религии;
4) индустриальное производство.
А2. Расширяясь, предприятие заняло помещение драматического театра. Одна из политических партий заявила протест, утверждая, что в результате страдают граждане, ограниченные в доступе к культурным ценностям.
Настоящий конфликт затрагивает:
1) политическую и социальную сферы жизни общества;
2) экономическую и социальную сферы жизни общества;
3) политическую и духовную сферы жизни общества;
4) все сферы жизни общества.
А3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А) Общество является развивающийся системой.
Б) Общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А4. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность:
1) в трудовой деятельности;
2) в нормальном теплообмене;
3) в сохранении здоровья;
4) в физической активности.
А5. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех других, характеризует его как:
1) личность;
2) индивидуальность;
3) индивида;
4) гражданина.
А6. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А) Для постижения своего “я” обязательно следует проводить психологические эксперименты.
Б) Чтобы познать себя, необходимо наблюдать за собой и анализировать свое состояние.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Восприятие — это:
1) форма рационального познания;
2) психическое свойство, присущее только человеку;
3) форма чувственного познания;
4) способ объяснения мира.
А8. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование:
1) отвлеченных понятий;
2) художественных образов;
3) научных приборов;
4) абстрактных моделей.
А9. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А) Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.
Б) Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и сложностью изучаемого объекта.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А10. Массовая культура:
1) появилась с появлением средств массовой информации;
2) сопровождает всю историю человечества;
3) является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры;
4) зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа.
A11. Система образования РФ согласно Федеральному закону “Об образовании в РФ” включает:
1) дошкольное, общее образование;
2) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование;
3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование;
4) основное, профессиональное образование.
А12. Верны ли следующие суждения о продуктах культуры?
А) Каждый предмет материальной культуры - это результат не только “исполняющей руки”, но и “мыслящей головы”.
Б) Каждый продукт материальной культуры может существовать лишь в материальной форме.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А13. Экономика - это наука, изучающая...
1) мотивы поведения человека;
2) методы рационального хозяйствования;
3) способы внедрения достижений науки и техники;
4) формы повышения квалификации работников.
А14. На каких предприятиях выдаются дивиденды?
1) На государственных;
2) на частных (индивидуальных);
3) на акционерных;
4) на муниципальных.
А15. Необходимым признаком рыночной экономики является:
1) свободное ценообразование;
2) использование новых технологий;
3) высокое качество продукции;
4) внешнеэкономическая деятельность государства.
А16. Существование проблемы экономического выбора обусловлено:
1) безграничностью человеческих потребностей и ограниченностью производственных возможностей;
2) изменчивостью человеческих потребностей;
3) безграничностью производственных возможностей и ограниченностью трудовых ресурсов;
4) ограниченностью природных ресурсов.
А17. Дефицит государственного бюджета - это:
1) уменьшение налоговых поступлений;
2) превышение расходов над доходами;
3) увеличение государственного долга;
4) сокращение финансирования социальных программ.
А18. В рыночной экономике потребители участвуют:
1) в формировании цены на товар;
2) в выборе технологии производства;
3) в распределении прибыли;
4) в установлении налоговых льгот.
А19. К понятию “предпринимательство” относится:
1) отдых после рабочего дня;
2) экономическая деятельность, направленная на получение прибыли;
3) посещение спортивного состязания в качестве зрителя;
4) участие в политических выборах.
А20. Верны ли следующие суждения о проблеме ограниченности ресурсов?
А) Материальные потребности общества всегда превосходят имеющиеся возможности их удовлетворения.
Б) Проблема распределения ограниченных ресурсов - одна из основных проблем экономики.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А21. Что является критерием, определяющим предписанный статус?
1) Должность;
2) национальность;
3) семейное положение;
4) образование.
А22. Социальное неравенство проявляется в различии:
1) в доходах;
2) в способностях;
3) в темпераменте;
4) в духовных запросах.
А23. Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения:
1) соответствующий определенной эпохе;
2) противоречащий принятым в обществе социальным нормам;
3) не соответствующий социальному статусу человека;
4) присущий только маргинальным личностям.
А24. Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?
1) Главенствующее положение отца семейства;
2) возрастание роли женщины в семье;
3) взаимное уважение между супругами;
4) активное участие женщин в общественном производстве.
А25. К этническим особенностям относят:
1) расы;
2) народности;
3) сословия;
4) касты.
А26. Верны ли следующие суждения о социальной дифференциации?
А) Социальная дифференциация - это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.
Б) Социальное дифференциация - это переход с одной ступени социальной лестницы на другую.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А27. Институтом политической системы, призванным представлять весь существующий в обществе спектр политических интересов и идей, является(-ются):
1) политические партии;
2) государственные органы;
3) министерство печати и информации;
4) профсоюзы.
А28. Любое государство характеризуется:
1) политическим плюрализмом;
2) господством командно-административных методов управления;
3) деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе;
4) подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц.
А29. Демократический режим характеризуется:
1) наличием свободной прессы;
2) полным подчинением личности государству;
3) милитаризацией общественной жизни;
4) отсутствием конституционных прав и свобод.
А30. К отличительным признакам правового государства относится:
1) наличие профессионального аппарата управления;
2) верховенство права;
3) существование законодательного органа;
4) суверенность государства.
А31. Верны ли следующие суждения о типологии политических партий?
По идеологическому принципу партии можно разделить на следующие:
А) Массовые и кадровые.
Б) Консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А32. Одной из функций права в обществе является:
1) повышение благосостояния граждан;
2) формирование политического сознания;
3) выявление, формирование интересов социальных групп;
4) закрепление основ существующего строя.
А 33. Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что она:
1) является единственным правовым актом России;
2) принимается высшим органом власти в государстве;
3) не допускает законы и иные правовые акты, противоречащие ей
4) содержит в себе исчерпывающие ответы на все вопросы.
А34. Опоздание на работу влечет за собой ответственность:
1) гражданскую;
2) материальную;
3) уголовную;
4) дисциплинарную.
А35. Какое из перечисленных прав устанавливается Конституцией РФ?
1) На сопротивление угнетению;
2) на получение льготных путевок;
3) на обращения граждан в органы государственной власти;
4) на ношение оружия.
А36. Высшей формой непосредственного выражения власти народа является(-ются):
1) демонстрации и митинги;
2) референдум;
3) опрос общественного мнения;
4) деятельность гражданского форума.
А37. Высшим представительным органом Российской Федерации является:
1) Правительство;
2) Федеральное собрание;
3) Верховный суд;
4) Президент.
А38. Верны ли следующие суждения о правонарушении?
А) Правонарушение всегда предполагает совершение определенных противоправных действий.
Б) Правонарушение всегда предполагает уголовную ответственность.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Часть В
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:
“Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность, - это ________________________”.
Ответ: ________________________
В2. Запишите пропущенное словосочетание:
Главные вопросы экономики
Что производить ________________________ Для кого производить
Ответ: ________________________
В3. Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной жизни. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Сферы общественной жизни |
Элементы общественной жизни |
1) Экономическая сфера жизни общества |
А) Деятельность парламента |
2) Социальная сфера жизни общества |
Б) Общественные классы |
3) Политическая сфера жизни общества |
В) Обмен продуктами |
4) Духовная сфера жизни общества |
Г) Религиозные организации |
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
В4. Из нижеприведенного списка выберите то, что относится к духовной сфере в жизни общества. Цифры запишите в порядке возрастания.
1) Наука;
2) религия;
3) классы и социальные группы;
4) образовательные организации и учреждения;
5) политические партии;
6) философия.
Ответ:
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
“Человек живет в ______ (А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ______ (Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ______ (В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ______ (Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ______ (Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ______ (Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла”.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) знание;
2) общество;
3) группа;
4) позиция;
5) отношение;
6) норма;
7) закономерность;
8) поведение;
9) экономика.
В данной таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Часть С
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное — наказывается. Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.
(Р. Т. Мухаев.)
С1. Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?
С2. Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?
С3. Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.
С4. Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, - с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.
Ответы к тесту:
Часть А
А1 |
4 |
A11 |
2 |
А21 |
2 |
А31 |
2 |
А2 |
4 |
А12 |
3 |
А22 |
1 |
А32 |
4 |
А3 |
1 |
А13 |
2 |
А23 |
2 |
АЗЗ |
3 |
А4 |
1 |
А14 |
3 |
А24 |
1 |
А34 |
4 |
А5 |
2 |
А15 |
1 |
А25 |
2 |
А35 |
3 |
А6 |
2 |
А16 |
1 |
А26 |
1 |
А36 |
2 |
А7 |
3 |
А17 |
2 |
A11 |
1 |
А37 |
2 |
А8 |
2 |
А18 |
1 |
А28 |
1 |
А38 |
1 |
А9 |
3 |
А19 |
2 |
А29 |
1 |
||
А10 |
1 |
А20 |
3 |
А30 |
2 |
Часть В
В1: цель.
В2: Как производить.
В3: 1 - В. 2 - Б. 3 - А. 4 - Г.
В4: 1, 2, 4, 6.
В5: А - 2. Б - 5. В - 9. Г - 3. Д - 7. Е - 1.
Часть С
C1: 1) указано связующее звено между статусом и ролью: ожидания людей;
2) раскрыт характер связи статуса и роли, например: занятие определённого положения (статуса) предполагает определённое поведение (человек ведёт себя должным образом).
С2: 1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения в качестве социальной нормы:
- ожидания формально выражены;
- они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах;
2) механизм поддержания ролевого поведения, например: за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается.
С3: 1) три функции одежды как социального символа:
- обеспечение комфорта;
- соблюдение приличий;
- демонстративное выражение;
2) два примера, допустим:
- переход по соображениям комфорта от одежды из синтетических тканей к вещам из натурального материала; сейчас одежда из хлопка или льна воспринимается как символ достатка, тогда как полвека назад таким символом была одежда из синтетики;
- одежда многих женщин-мусульманок призвана продемонстрировать образ женщины, следующей строгим нормам шариата, выполняющей все принятые в обществе правила приличия;
- демонстрационную функцию выполняет любая форменная одежда: военных, милиции и др. Она позволяет выделять людей данной группы, а также в ряде случаев отражает социальное положение (форма майора отличается от формы генерала).
С4: 1) положение текста: чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается;
2) аргументы, например:
- человек, занимающий высокий социальный статус, обладает правом принимать решения, касающиеся других людей (принимать на работу и уволить с нее, предложить на рассмотрение законопроект или наложить вето на имеющийся проект и т. п.);
- на людей высокого социального статуса возлагается, как правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно глава предприятия должен принять решения и организовать работу по устранению отрицательных последствий; капитан судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть его последним).