Обществознание 11 класс - технологические карты уроков по учебнику Л. Н. Боголюбова - 2015 год
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ - ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА
Тема урока |
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ |
||||||||
Тип урока |
Изучение нового материала |
||||||||
Дата урока |
|||||||||
Образовательные ресурсы |
• Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. • Презентация “Рыночные отношения в экономике” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zavuch.info/methodlib/164/65861 • Презентация “Обществоведческое эссе” [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/obshchestvovedcheskoe-esse |
||||||||
План урока |
1. Спрос и предложение. 2. Рыночные структура и инфраструктура. 3. Виды рынков. 4. Рыночные отношения в современной экономике. 5. Совершенная и несовершенная конкуренция. 6. Монополия. 7. Антимонопольное законодательство. 8. Современный рынок |
||||||||
Цели урока |
Создать условия для формирования представлений о действии рыночного механизма регулирования экономики, его достоинствах и недостатках; показать роль и место фондового рынка в рыночных структурах; способствовать пониманию того, что в современных условиях в развитых странах существует “смешанная экономика”, в которой одновременно действуют невидимый рыночный механизм и государственное регулирование |
||||||||
Методы и формы обучения |
Методы: частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа |
||||||||
Основные понятия |
Традиционная, командная и рыночная экономика, спрос и предложение, фондовый рынок, биржа, монополия |
||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты культурно-комнетентностного опыта/приобретенная компетентность |
||||||||
Научатся: определять основные признаки свободного рынка, структуру и инфраструктуру рынка; чем рыночная экономика отличается от централизованной; объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; использовать приобретённые знания для решения практических жизненных проблем. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное |
Учебно-познавательная компетенция Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод |
||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||||||||
Этапы урока |
Время (мин) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
||
I. Мотивация к учебной деятельности |
4 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
Записи в тетради |
||
II. Актуализация знаний |
7 |
Беседа по теме “Рыночные отношения в экономике” |
Вопросы: - Рынок - это благо или зло? - Можно ли назвать российскую экономику рыночной? |
Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников |
Фронтальная работая |
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения |
Устный опрос |
||
III. Изучение нового материала |
17 |
1. Презентация “Рыночные отношения в экономике”. 2. Работа с текстом учебника, с. 30, и школьным справочником. Заполнение таблицы “Экономические системы” (см. Приложение 1 на с. 13). 3. Мозговой штурм. Заполнение таблицы (см. Приложение 2 на с. 13). 4. Работа с текстом учебника, с. 30-39. 5. Работа с документом, с. 40-41. 6. Написание эссе по высказыванию Л. Эрхарда: “Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния - конкуренция” |
1. Комментирует информацию презентации, отвечает на вопросы учащихся. 2. Знакомит с таблицей, организует самостоятельную работу по нахождению новой информации и заполнению таблицы. Обращает внимание на существование не только трёх указанных типов экономических систем, но и четвёртой - смешанной системы. Проводит обсуждение вопроса: - Почему же не прижилась рыночная экономика в чистом виде? 3. Делит учащихся на две группы, организует работу по определению положительных и негативных сторон рыночной экономики и командной экономики. 4. Организует самостоятельное изучение нового материала. 5. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу, с. 41. 6. Поясняет задание, напоминает об особенностях написания эссе (см. презентацию “Обществоведческое эссе”) |
1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь. 2. Читают вступление к параграфу и справочник, находят различия экономических систем, характеризуют их. Заполняют таблицу, записывая признаки каждой из систем. 3. Проводят коллективное обсуждение, заполняют таблицу. 4. Знакомятся с материалами учебника, конспектируют его. 5. Знакомятся с документом, анализируют текст документа, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. 6. Пишут эссе. Зачитывают свои размышления по заданному высказыванию |
1. Индивидуальная. 2. Индивидуальная, фронтальная работа. 3. Групповая работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Фронтальная работа. 6. Индивидуальная работа |
Познавательные: определяют познавательные цели, структурируют знания; моделируют социальные ситуации; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об экономических системах. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать в процессе изучения курса; выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
1. Записи в тетради. 2. Письменная работа и устные ответы. 3. Письменная работа, устные ответы. 4. Письменная работа. 5. Устные ответы. 6. Письменная, творческая работа |
||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
5 |
Выполнение заданий, с. 42 |
Поясняет задания, выполняемые учащимися, организует дискуссию по вопросам учебника |
Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения |
Индивидуальная |
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей |
Задание в тетради |
||
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщающая беседа |
Вопросы: - Чем рыночная экономика отличается от плановой? - Перечислите основные признаки свободного рынка. - Какова структура и инфраструктура рынка? - Какую роль в экономике играет конкуренция? - Чем характеризуется современный рынок? |
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная |
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
||
Домашнее задание |
2 |
§ 3, вопросы для самопроверки, с. 41-42 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная |
||||
Приложение 1
Экономические системы
Типы экономических систем |
Признаки |
1. Традиционная |
|
2. Рыночная |
|
3. Командная (плановая) |
|
4. Смешанная |
Приложение 2
Рыночная и командная экономики: сравнение
Положительные стороны |
Негативные стороны |
Рыночная экономика |
|
Командная экономика |