Обществознание 11 класс - технологические карты уроков по учебнику Л. Н. Боголюбова - 2015 год
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ - ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА
Тема урока |
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ |
||||||||
Тип урока |
Комбинированный |
||||||||
Дата урока |
|||||||||
Образовательные ресурсы |
• Презентация “Экономический рост и развитие”. - Режим доступа: http://www.rusedu.ru/detail_13543.html |
||||||||
План урока |
1. Понятие экономического роста. 2. ВВП, факторы экономического роста - интенсивные и экстенсивные, экономическое развитие, его измерители, экономический цикл |
||||||||
Цель урока |
Создать условия для формирования представлений о понятиях экономического роста, способах его изменения, факторах, влияющих на темпы экономического роста и развития |
||||||||
Методы и формы обучения |
Методы: частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная |
||||||||
Основные понятия |
Экономический рост, экстенсивный рост, интенсивный рост, экономический цикл |
||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
||||||||
Научатся: определять, что такое “порочный круг бедности”; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл; чем отличаются кризисы XIX века от кризисов XX века; называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения |
Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; использовать разные виды речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями |
||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||||||||
Этапы урока |
Время (мин) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
||
I. Мотивация к учебной деятельности |
4 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
Записи в тетради |
||
II. Актуализация знаний |
7 |
Беседа по теме “Экономический рост и развитие” |
Вопросы: - Как экономический рост влияет на развитие общества и человека? - Чем экономический рост отличается от экономического развития? |
Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников |
Фронтальная работа |
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя и одноклассников) |
Устный опрос |
||
III. Изучение нового материала |
17 |
1. Презентация “Экономический рост и развитие”. |
1. Комментирует информацию презентации, отвечает на вопросы учащихся. |
1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь, задают уточняющие вопросы. |
1. Индивидуальная. |
Познавательные: умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об экономическом росте и развитии. |
1. Записи в тетради. |
||
2. Работа с текстом учебника, с. 17-27. |
2. Организует работу по самостоятельному изучению нового материала. |
2. Самостоятельно изучают новый материал, конспектируют его, выписывают новые термины. |
2. Индивидуальная, фронтальная работа. |
2. Устные ответы. |
|||||
3. Работа с документом, с. 27-28. |
3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам: - Чем характеризуются кризисы XIX века? - Какова периодичность этих кризисов? - Вспомните фазы экономического цикла. - Как образно характеризует его автор документа, сравнивая с бегом лошади? |
3. Знакомятся с документом, анализируют текст документа, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. |
3. Индивидуальная работа, фронтальная работа. |
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: планируют промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала |
3. Устные |
||||
ответы. |
|||||||||
4. Практическая работа по заданиям, с. 28-29. |
4. Формулирует задание, проводит проверку. |
4. Самостоятельно выполняют задания, вычисляют индекс человеческого развития. |
4. Индивидуальная работа. |
4. Письменные задания. |
|||||
5. Решение задачи по экономике (см. ниже Приложение) |
5. Организует работу по решению задач по теме “Экономика” |
5. Самостоятельно решают задачу |
5. Индивидуальная работа |
5. Письменная работа |
|||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
5 |
Выполнение заданий, с. 28 |
Поясняет задания, выполняемые учащимися, организует дискуссию по вопросам учебника |
Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения |
Индивидуальная работа |
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей |
Задание в тетради |
||
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщающая беседа |
Вопросы: - Перечислите факторы экономического роста. - Что такое экономическое развитие? - Какими причинами объясняются экономические циклы? |
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная работа |
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешно) деятельности на уроке |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
||
Домашнее задание |
2 |
§ 2, вопросы для самопроверки, с. 28 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
||||
Приложение
Задача по экономике
В таблице отражены годовые темпы роста производства в 1960-1985 гг. в некоторых странах.
На душу населения |
На одного занятого |
1. Тайвань - 6,2 % |
1. Лесото - 5,7 % |
2. Гонконг - 5,9 % |
2. Тайвань - 5,5 % |
3. Южная Корея - 5,7 % |
3. Япония - 5,4 % |
4. Япония - 5,5 % |
4. Египет - 5,3 % |
5. Лесото - 5,1 % |
5. Южная Корея - 5,0 % |
6. Египет - 5,0 % |
6. Гонконг - 4,7 % |
Часто в качестве меры экономического роста используют показатель роста реального выпуска (ВВП) не в расчете на душу населения, а на одного занятого и считают, что он более точно отражает рост производительности труда в обществе. Согласны ли вы с этим утверждением? Попытайтесь объяснить расхождения в показателях экономического роста в странах, представленных в таблице.