Обществознание 11 класс - технологические карты уроков по учебнику Л. Н. Боголюбова - 2015 год
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО - ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН
Тема урока |
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО |
|||||||
Тип урока |
Изучение нового материала (урок-практикум) |
|||||||
Дата урока |
||||||||
Образовательные ресурсы |
• Конституция Российской Федерации. • Презентация “Гражданское право” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://avatarsfu.ru/load/dop_materialy/obshhestvoznanie/prezentacija_po_obshhestvoznaniju_tema_quot_grazhdanskoe_pravo_i_grazhdanskie_pravootnoshenija_quot/18-1 -0-228 |
|||||||
План урока |
1. Субъекты гражданского права. 2. Понятие юридического и физического лица. 3. Имущественные и личные неимущественные права. 4. Способы их защиты |
|||||||
Цели урока |
Создать условия для ознакомления с некоторыми особенностями гражданского законодательства РФ, реализующего имущественные права и личные неимущественные отношения; научить элементарным умениям правильного поведения в гражданских правоотношениях |
|||||||
Методы и формы обучения |
Методы: проблемно-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа |
|||||||
Основные понятия |
Гражданские правоотношения, субъекты гражданского права |
|||||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
|||||||
Научатся: определять, что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием; характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; формулировать аргументы по определённым проблемам. Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное |
Учебно-познавательная компетенция Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод |
|||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||||||||
Этапы урока |
Время (мин) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
|
I. Мотивация к учебной деятельности |
4 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
Записи в тетради |
|
II. Актуализация знаний |
7 |
Беседа по теме “Гражданское право” |
Вопросы: - Какая отрасль права регулирует имущественные отношения? - Можно ли жить, не вступая в гражданские правоотношения? - Что значит “стать участником гражданского правоотношения?” |
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение |
Фронтальная работа |
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи |
Устный опрос |
|
III. Изучение нового материала |
17 |
1. Презентация “Гражданское право”. |
1. Показывает и комментирует слайды презентации, отвечает на вопросы учащихся. |
1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь, задают уточняющие вопросы. |
1. Индивидуальная работа. |
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о гражданском праве. |
1. Записи в тетради. |
|
2. Работа с текстом учебника, с. 250-259. |
2. Организует самостоятельную работу, нацеливает учащихся на анализ новой информации: а) познакомиться с новым материалом; б) составить схему “Субъекты гражданского права”. |
2. Самостоятельно знакомятся с текстом, составляют схему. |
2. Индивидуальная работа. |
Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. |
2. Записи в тетради. |
|||
3. Решение проблемно-поисковых задач (см. Приложение па с. 89—90). |
3. Организует работу по решению проблемно-поисковых задач, делит учащихся на группы. |
3. Разбирают проблемные задачи, определяют проблему, находят решения. |
3. Групповая работа. |
3. Устные ответы. |
||||
4. Работа с документом, с. 260-261. 5. Выполнение заданий, с. 261— 262 |
4. Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует дискуссию по вопросам к документу. 5. Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника |
4. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы. 5. Выполняют задания, отвечают на вопросы |
4. Фронтальная работа. 5. Фронтальная работа |
Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу |
4. Устные ответы. 5. Устные ответы |
|||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
5 |
Выполнение задания 4, с. 261 |
Организует самостоятельную практическую работу, проводит индивидуальный контроль |
Выполняют письменное задание |
Фронтальная работа |
Личностные: развивают способность к самооценке. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Письменная работа |
|
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщающая беседа |
Вопросы: - Дайте определение гражданского правоотношения. - Что понимается под его содержанием? |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная работа |
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
|
Домашнее задание |
2 |
§ 22 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная |
|||
Приложение
Проблемно-поисковые задачи
Задача № 1. Потребительское право.
Проанализируйте следующие ситуации. Какие права и статьи закона были нарушены? Что бы вы посоветовали героям? Предположите, какое решение вынес бы суд в случае обращения потерпевшего?
Татьяна Петровна купила телевизор в магазине бытовой техники, он устраивал ее по цвету корпуса, размеру и разнообразию дополнительных функций. Вот только срок гарантии ее смутил, - всего 3 месяца. Установив телевизор дома, Татьяна Петровна не могла нарадоваться покупке, на которую давно откладывала деньги. Но через месяц она стала замечать, что качество изображения стало хуже, время шло, и это становилось все очевиднее. Покупательница обратилась в магазин с жалобой на качество телевизора. Вскоре к ней пришел мастер из магазина и, посмотрев телевизор, сделал неутешительный вывод: во время перевозки телевизора из магазина домой пострадал кинескоп, а его замена стоит немалых денег. Расстроенная женщина пошла поделиться бедой к соседям. Сосед - инженер - объяснил ей, что такой дефект не может быть следствием перевозки, и посоветовал обратиться в магазин с претензией, так как покупка находится еще на гарантии. Татьяна Петровна послушалась совета и вновь отправилась в магазин. Там ей ответили, что обратно они телевизоры не принимают и на другие не меняют. Но после продолжительных уговоров менеджер сказал: “Ладно, привозите, посмотрим, может быть, что-нибудь сделаем”. Обрадованная покупательница поймала такси и в этот же день привезла телевизор в магазин. Через две недели Татьяна Петровна зашла в магазин, но ей сказали: “Зайдите через недельку”. Через неделю ситуация повторилась. Только через 2 месяца несчастная покупательница услышала заветную фразу: “Забирайте свой телевизор”. Наняв такси, она увезла его домой. Еще через месяц у телевизора пропал звук. Татьяна Петровна вновь отправилась в магазин, но там ей сказали, что срок гарантии закончен и за ремонт надо платить.
Задача № 2. Защита прав вкладчиков.
Сразу после экономического кризиса 1998 года, ссылаясь на заявление председателя Правительства РФ, объявившего о приостановлении выплат государства по внешнему долгу, многие банки также приостановили возврат вкладов гражданам. При этом представители некоторых банков характеризовали сложившуюся в стране экономическую ситуацию как непреодолимую силу (форс-мажор), препятствующую им выполнить обязательства перед вкладчиками, однако освобождающую их от ответственности перед ними.
Через несколько месяцев отдельные банки, оправившись от кризиса, согласились возвратить вкладчикам их деньги, но снизили размер процентов по вкладам. Кроме того, банки отказались возвращать валютные вклады, рассчитывая их по-новому, многократно возросшему, валютному курсу, а предложили вкладчикам получить рублёвый эквивалент их вкладов, рассчитанный по курсу доллара, существовавшему до кризиса.
Прокомментируйте данную ситуацию с точки зрения норм о защите прав потребителя. Молено ли экономический кризис признать непреодолимой силой? Какие меры ответственности (с учётом законодательства о защите прав потребителя) могут быть применены к банкам?
Задача № 3. Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности.
Когда Шурик собрался жениться на Нине, ему понадобились деньги. Товарищ Саахов пообещал дать Шурику требуемую сумму, если тот отдаст в аренду принадлежавшего Шурику на праве собственности осла. Между ними в надлежащей форме был заключён договор аренды осла. Срок аренды равнялся 10 годам.
Через 3 года Шурик продал осла. Новый собственник потребовал т. Саахова вернуть его собственность. Саахов отказался, сказав, что срок аренды ещё не истёк. Новый собственник заявил, что он ничего про аренду не знает и знать не хочет, так как он является единственным и законным собственником ослика и в соответствии с Гражданским кодексом может делать с ослом всё, что не запрещено законом. Новый собственник осла обратился в суд с требованием о возврате спорного объекта собственности.
Могли Шурик продать осла? Как договор купли-продажи влияет на права арендатора? Как в данном случае по закону должен поступить суд?
Задача № 4. Наследственное право.
Павел Юрьевич Викторов тяжело и долго болел, не мог работать по состоянию здоровья, находился в тяжёлом материальном положении и остро нуждался в деньгах. Он завещал свой дом Виктории, которая заплатила за составление завещания и стала помогать ему материально. Затем, не поставив в известность девушку, Викторов составил ещё 26 завещаний разным людям на тех же условиях. При этом от каждого он требовал материальной помощи.
После смерти Павла Юрьевича к нотариусу явились все “наследники”. В этот же момент выяснилось, что у Викторова есть несовершеннолетние дети, проживавшие отдельно от него, - Кирилл 12 лет и Ольга 8 лет.
Объясните правовые последствия такой ситуации. Будут ли дети Викторова, которым не оставлено завещание, наследовать имущество своего отца? Нормы какого закона РФ регулируют данную правовую ситуацию?