Обществознание 11 класс - технологические карты уроков по учебнику Л. Н. Боголюбова - 2015 год
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО - ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
Тема урока |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО |
||||||||||
Тип урока |
Изучение нового материала. Обобщение и систематизация знаний |
||||||||||
Дата урока |
|||||||||||
Образовательные ресурсы |
• Презентация “Политическая элита и политическое лидерство” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://powerpt.ru/prezentacii-po-obshhestvoznaniju/3176-politicheskaya-elita-i-politicheskoe-liderstvo.html |
||||||||||
План урока |
1. Политическая элита и особенности. 2. Формирование политической элиты в современной России. 3. Политическое лидерство. 4. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. 5. Роль политического лидера |
||||||||||
Цели урока |
Создать условия для составления целостной характеристики института политического лидерства; раскрыть понятие “политический лидер”; показать воздействие на общество лидеров различных типов |
||||||||||
Методы и формы обучения |
Методы: проблемного изучения в обучении. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
||||||||||
Основные понятия |
Политический лидер, политическая элита |
||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
||||||||||
Научатся: определять, что такое политическая элита; кто такой политический лидер; каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидерства; объяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях. Получат возможность научиться: формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести); осуществлять поиск нужной информации |
Информационная компетенция Владеют: навыками работы с различными источниками информации (книги, учебники, СМИ, энциклопедии, Интернет). Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии |
||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||||||||||
Этапы урока |
Время (мин) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности |
4 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
Записи в тетради |
||||
II. Актуализация знаний |
7 |
Беседа по теме “Политический лидер” |
Вопросы: - Элиты - это реальность или миф? - Есть ли различие понятий “руководитель” и “политический лидер”? - Лидером рождаются или становятся? |
Высказывают свое мнение |
Фронтальная |
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи |
Устныйопрос |
||||
III. Изучение нового материала |
17 |
1. Презентация “Политическая элита и политическое лидерство”. |
1. Показывает и комментирует слайды презентации, акцентирует внимание на сложных для усвоения вопросах. |
1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. |
1. Индивидуальная. |
Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о политическом лидерстве. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; удерживают цель деятельности в учебном процессе. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных |
1. Записи в тетради. |
||||
2. Работа по карточкам (см. Приложение на с. 62-63). |
2. Организует работу учащихся по карточкам, проводит обсуждение. |
2. Выполняют задания, обсуждают разные мнения, анализируют определения, делают вывод. |
2. Работа в парах. |
2. Устные ответы, записи в тетради. |
|||||||
3. Работа с текстом учебника, с. 187-190. |
3. Нацеливает учащихся на самостоятельное изучения роли политического лидера и типах лидерства, предлагает составить опорную схему “Ролевые функции политического лидера”. |
3. Самостоятельно знакомятся с новыми материалами, составляют опорную схему. |
3. Индивидуальная. |
точек зрения; планируют цели и способы взаимодействия. Личностные: проявляют толерантное сознание и способны вести диалог с другими людьми, достигают в нем взаимопонимания, находят общие цели и сотрудничают для их достижения |
3. Письменная работа (составление опорной схемы). |
||||||
4. Работа с документом, с. 191-192 |
4. Организует работу по изучению и анализу документа. Проводит беседу по вопросам к документу |
4. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы |
4. Работа в парах |
4. Устные ответы |
|||||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
5 |
Выполнение заданий, с. 192— 193 |
Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника |
Выполняют задания, отвечают на вопросы |
Фронтальная работа |
Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений |
Устные ответы |
||||
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщающая беседа |
Вопросы: - Что представляет собой политическая элита? - Кто такой политический лидер? - Какими качествами должен обладать политический лидер? - Перечислите основные функции политического лидера. - Каковы основные признаки политического лидерства? |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная работа |
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
||||
Домашнее задание |
2 |
§ 16, вопросы для самопроверки, с. 192 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
||||||
Приложение
Задания на карточках
Карточка № 1
Сравните ваши представления о лидере с приведёнными ниже определениями. Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее универсальным? Объясните: почему?
“Лидер - главный оратор и вождь политической партии” (Энциклопедический словарь Ф. А Брокгауза и И. А. Ефрона).
“Лидер - глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-либо коллективе” (Оэюегов С. И. Толковый словарь русского языка).
“Лидер - это авторитетный член организации или иной группы, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в общественных процессах” (Энциклопедический словарь).
“Лидер - личность, оказывающая постоянное и решающее влияние на общество, государство, организацию” (Мухаев Р. Т. Основы политологии).
Карточка № 2
Качества политического лидера.
Из первой графы таблицы выберите наиболее значимые, на ваш взгляд, качества политического лидера, переместите их во вторую графу и проранжируйте, начиная с наиболее значимого.
Качества лидера |
Ранжирование |
Острый ум Аналитические способности Твердость воли Решительность Честность Забота об общем благе Управленческие способности Профессионализм Наличие конструктивной программы Целеустремленность |