Обществознание 11 класс - технологические карты уроков по учебнику Л. Н. Боголюбова - 2015 год
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
Тема урока |
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ |
||||||||
Тип урока |
Изучение нового материала |
||||||||
Дата урока |
|||||||||
Образовательные ресурсы |
• Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. • Презентация “Сущность, особенности и структура общественного сознания” [Элекгронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.rusedu.ru/rnernber4937.html |
||||||||
План урока |
1. Сущность и особенности общественного сознания. 2. Структура общественного сознания. 3. Философия. 4. Политическое сознание. 5. Обыденное и массовое сознание |
||||||||
Цели урока |
Создать условия для углубления и обобщения знаний о формах общественного сознания |
||||||||
Методы и формы обучения |
Методы: проблемного изучения в обучении. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
||||||||
Основные понятия |
Сознание, общественная психология, идеология |
||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
||||||||
Научатся: определять, что такое особенности социально-гуманитарного познания; оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения |
Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; использовать разные виды речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог |
||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||||||||
Этапы урока |
Время (мин) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
||
I. Мотивация к учебной деятельности |
4 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
Записи в тетради |
||
II. Актуализация знаний |
7 |
Беседа по теме “Общественное сознание” |
Вопросы: - Может ли сообщество разумных людей вести себя неразумно? - Кто формирует общественное сознание? - Каким образом сознание общества связанно с сознанием человека? |
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение |
Фронтальная работа |
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи |
Устный опрос |
||
III. Изучение нового материала |
17 |
1. Презентация “Сущность, особенности и структура общественного сознания”. |
1. Показывает и комментирует слайды презентации. |
1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь, задают уточняющие вопросы. |
1. Индивидуальная работа. |
Познавательные: умеют находить нужную информацию, выделяют главное; ориентируются в учебнике, дополнительных информационных источниках; дополняют и расширяют имеющиеся знания |
1. Записи в тетради. |
||
2. Мозговой штурм. |
2. Предлагает учащимся назвать ассоциации со словом “сознание”, все озвученные высказывания записывает на доске, помогает учащимся обобщить предложенные варианты и определить термин. Предлагает сравнить вариант учащихся с определением из словаря. |
2. Высказывают разные мнения, формулируют понятие “сознание”, проверяют термин по словарю. |
2. Фронтальная работа. |
и представления о сущностях и особенностях общественного сознания. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную |
2. Записи в тетради. |
||||
3. Выполнение практических заданий (см. Приложение на с. 53-54). 4. Работа с документом, с. 157 |
3. Организует работу в парах, предлагая соотнести формы общественного сознания и их черты, выбрать позицию и обосновать ее. 4. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу |
3. Выполняют практические задания, обосновывают свой выбор. 4. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы |
3. Работа в парах. 4. Фронтальная работа |
от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу |
3. Записи в тетради, устные ответы. 4. Устные ответы |
||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
5 |
Выполнение заданий, с. 158 |
Формулирует задания, проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника |
Выполняют задания, отвечают на вопросы |
Фронтальная работа |
Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: осуществляют поиск и выделение информации; строят логическую цепочку рассуждений |
Устные ответы |
||
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщающая беседа |
Вопросы: - Что понималось под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения? - Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура? |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная работа |
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
||
Домашнее задание |
2 |
§ 13, задания 3-7, с. 157-158 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная |
||||
Приложение
Практические задания
1. Обсудите и отметьте стрелками свой выбор.
Форма общественного сознания |
Признак, ключевое слово |
Право |
Вера в сверхъестественное |
Мораль |
Оценка с позиции справедливости |
Религия |
Установление закономерности |
Наука |
Создание художественного образа |
Искусство |
Оценка с позиций добра |
2. Оцените выражения по алгоритму “согласен - не согласен”. Обсудите и выберите позицию, обоснуйте ее.
Предлагаемые выражения:
• Моральные ценности в наше время устарели.
• Религия сегодня спасает людей.
• Человек может прожить и без духовной культуры.