Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Правовое государство и гражданское общество - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Цели и задачи: 1) познакомить с правовым государством как основным институтом политической системы, его особенностями и признаками; 2) развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблемам создания и построения справедливого общества.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-анализ.
Ход уроков
I. Организационный момент
Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться взаимной теплоты, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замерзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя свое общество, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помогла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.
- В чем смысл притчи?
Народ как объединение всех граждан России не является некой сплошной массой, толпой, скоплением случайно оказавшихся рядом людей. Народ строит правовое государство и самоорганизуется в гражданское общество.
Тема урока: «Правовое государство и гражданское общество».
План уроков
1. Сущность правового государства.
2. Гражданское общество и правовое государство.
3. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
II. Изучение нового материала
1. Сущность правового государства
Используя метод мозгового штурма, назовите ассоциации, которые возникают у вас при употреблении понятия «Правовое государство».
Правовое государство - организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека и наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.
Первым употребил выражение «правомерное государство» И. Кант. Термин же «правовое государство» утвердилось в XIX в.
Каковы же сущность и основные черты правового государства? Посмотрите на рабочую схему, которая лежит на ваших столах, проанализируйте ее.
Правовое государство
2. Гражданское общество и правовое государство
Правовое государство тесно связано с гражданским обществом. Именно в нем граждане реализуют свои потребности и интересы. Разберем природу и сущность гражданского общества. Рассмотрите схему:
Гражданское общество
В современной науке не существует целостного подхода к понятию «гражданское общество». Посмотрите на схему. Какой из подходов вам представляется наиболее точным? Почему?
Рассматривая гражданское общество как систему, его отношения и институты можно представить в виде подсистем: социальной, экономико-хозяйственной, духовно-культурной и политической.
Работая с текстом учебника на с. 188-189, заполните таблицу «Типы подсистем гражданского общества».
Типы подсистем гражданского общества
Подсистемы |
Характеристика |
1. Социальная. 2. Экономико-хозяйственная. 3. Духовно-культурная. 4. Политическая |
В России гражданское общество находится на стадии становления. Ускорению этого процесса призвано способствовать развитие органов местного самоуправления, которые действуют на двух уровнях. Их деятельность показана на схеме.
Местное самоуправление
- Как вы считаете, от чего зависит эффективность местного самоуправления?
3. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти
Мы выяснили, что развитое гражданское общество неудобно для государства. По своей сути гражданское общество - это контроль общества за деятельностью институтов публичной власти.
Работая с текстом пункта 3 § 18, определите, каким образом осуществляется общественный контроль со стороны гражданского общества за деятельностью публичной власти. Продумайте собственные пути контроля.
III. Итог уроков
Один из философов древности Цицерон говорил: «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона».
- Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим внутренним убеждениям и почему?
- Представьте себе, что вам поручено обсудить законопроект. Укажите, на какие из нижеприведенных положений вы стали бы опираться, прежде чем положительно оценивать данный законопроект для общества:
а) согласованность в законопроекте интересов общества, социальных групп, личности;
б) приоритет в нем классовых интересов над национальными;
в) приоритет в нем государственных интересов над личными;
г) утверждение в законопроекте прав и свобод личности.
Свой выбор аргументируйте.
Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей о принципах правового государства. Первый утверждает, что главным является верховенство закона в обществе. Второй считает, что приоритет принадлежит принципу незыблемости свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства.
- А как считаете вы?
- Придумайте символ и девиз гражданского общества и правового государства.
Домашнее задание
Выучите § 18, выполните задания. Создайте социальный проект «Я и мой двор».