Государство в политической системе - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Государство в политической системе - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Цели и задачи: 1) познакомить с государством как основным институтом политической системы, показать суть политики как государственного управления; 2) развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать у учащихся отношение к вопросу о назначении государства и выполнении чиновниками своих обязанностей.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-исследование.

Ход уроков

I. Организационный момент

Государство является наиболее важным институтом политической системы. Но отношение к нему было и остается неоднозначным. Так, например, Аристотель считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно является отражением родовой сущности человека как «политического животного», стремящегося к «совместному сожительству». «Человек, нашедший свое завершение в государстве, - замечал Аристотель, - совершеннейшее из творений, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире».

Английский мыслитель Т. Гоббс, напротив, сравнивал государство с Левиафаном - чудовищем, описанным в Библии: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас...»

Сегодня на уроке мы исследуем природу и суть государства в политической системе.

Тема урока: «Государство в политической системе».

План уроков

1. Государство - основной институт политической системы.

2. Внутренняя и внешняя политика государства.

3. Понятие бюрократии.

4. Современная государственная служба и ее задачи.


II. Изучение нового материала

1. Государство - основной институт политической системы

Политологи утверждают, что государство является стержневым элементом и главным управляющим центром политической системы. Попробуем убедиться в этом, проанализировав схему, которая лежит на ваших рабочих столах.


Признаки и структура государства



Итак, отличительные признаки государства:

1. Государство выступает в качестве официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства.

2. Государство является особой организацией публичной политической власти, характеризующейся ее наивысшей концентрацией.

3. Государство обладает суверенитетом.

4. Государство выполняет интегрирующую роль в обществе, являясь главным управляющим центром политической системы.


2. Внутренняя и внешняя политика государства

Политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по решению общественных проблем. Существует множество классификаций политики.

Работая с пунктом 2 § 17, изобразите в виде схемы основные направления внутренней и внешней политики. Поясните каждое из них на конкретных примерах.



Процесс развития государственной политики включает четыре основных этапа:

• выявляются общественно значимые проблемы и их причины;

• определяются цели (задачи);

• начинается процесс реализации;

• анализируются результаты и последствия государственной политики. Дается заключительная оценка проводимой политике, работе государственных органов.

Как вы думаете, кто и что может влиять на политику государства? Мнение аргументируйте.


3. Понятие бюрократии

Государственное управление осуществляется не только политическими деятелями, но и чиновниками. С деятельностью чиновников связано понятие «бюрократия».

Представление о чиновниках-бюрократах у населения страны и в прежние, и в нынешние времена были не очень радужными. Вот какой образ чиновника создал писатель М. Е. Салтыков-Щедрин в своем произведении «История одного города».

Новый градоначальник заперся в своем кабинете, не ел, не пил и все что-то скреб пером. По временам он выбегал в зал, кидал письмоводителю кипу исписанных листков, произносил: «Не потерплю!» - и вновь скрывался в кабинете. Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные пристава поскакали, квартальные поскакали, заседатели поскакали, будочники позабыли, что значит путем поесть, и с тех пор приобрели пагубную привычку хватать куски на лету. Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают... А градоначальник все сидит и выскребает все новые и новые понуждения... Гул и треск проносятся из одного конца города в другой, и над всем этим гвалтом, над всей этой сумятицей, словно крик хищной птицы, царит зловещее: «Не потерплю!»

- Какие ассоциации у вас возникают при слове «чиновник»?

Итак, коррупция, взяточничество, формализм, равнодушие к человеческим судьбам - это отрицательные явления в среде бюрократии.

Исходя из этого, многие из нас делают вывод о том, что бюрократия - это зло. Однако немецкий социолог Макс Вебер выстраивает иную точку зрения.

Бюрократия - это добро при определенных условиях:

1. Политики правят, а чиновники управляют; первые принимают решения, а вторые исполняют их. Эффективность этой модели, по мнению М. Вебера, обусловлена характерными признаками бюрократии. К ним относятся прежде всего наличие законодательно установленных правил управленческой деятельности (рационального права), устойчивой иерархической структуры с жесткой дисциплиной и контролем вышестоящими инстанциями нижестоящих, использование специалистов-профессионалов.

2. Чиновники не избираются, а назначаются на ту или иную должность с учетом их квалификации. В соответствии с должностью они получают заработную плату.

3. Для чиновника его работа представляет собой профессию или, по крайней мере, основное занятие.

Так что же такое бюрократия - зло, с которым надо бороться, или, напротив, добро? При ответе на данный вопрос следует четко осознавать, что бюрократия - это организация профессиональных государственных чиновников, предназначенная для квалифицированного исполнения общественной политики.

Сделаем некоторые выводы:

1. Чиновники - особая социальная группа, они работают на профессиональной основе, не зависят от выборов и правительственных кризисов.

2. Они составляют стабильную основу государственного аппарата, что при отсутствии эффективных механизмов отчетности и персональной ответственности за результаты деятельности приводит к формализму, равнодушию, снобизму.

3. Государственные задачи превращаются для них в бумаготворчество, в рутинное дело.

4. Чиновники, работая долгие годы в государственном аппарате, накапливают знания, которыми начинают пользоваться политические деятели, поэтому часто информация фильтруется, задерживается, подвергается отбору в соответствии с предпочтениями самих чиновников.

5. Бюрократия все более политизируется.

6. Бюрократия в наши дни вступает в тесный контакт с различными социальными группами (предприниматели, финансисты, менеджеры и пр.), приобретая тем самым клиентов. Это породило явление клиентизма.

Таким образом, понятия «бюрократия» и «бюрократизм» явления не тождественные. Сегодня мы чаще употребляем термин «государственная служба».


4. Современная государственная служба и ее задачи

В соответствии с новым Законом «О государственной гражданской службе» фиксируется понятие государственная служба - это профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти.

Исследуем структуру и сущность понятия «государственная служба». Рассмотрите схемы.



III. Итог уроков

В начале XIX в. царь Александр I, выслушав совет видных государственных деятелей претворить в жизнь проект коренных общественных преобразований, воскликнул: «Некем взять», т. е. нет слоя людей, на которых он мог бы опереться.

- Решена ли данная проблема в наши дни? Мнение аргументируйте.


Домашнее задание

Выучите § 17, выполните задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]