Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Политическая деятельность. Обобщение по теме «Деятельность как способ существования людей» - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «политика», «власть», «политическая власть», «легитимность власти», «политические действия», «властвование», «харизма»; ознакомить с типологией властных отношений; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
I. Организационный момент
Наверняка вы слышали следующие расхожие высказывания: «Какая грязь эта политика! И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость - это и есть политика!» Однако есть и другие мнения. «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами» (Ш. Монталабер, французский писатель), «Политика вас не берет силой, мы все погружены в нее, хотим мы того или нет» (С. Маршак, советский поэт).
- Так что такое «политика»? Что представляет собой политическая деятельность? Кто и как участвует в ней?
Давайте исследуем эти вопросы.
Тема урока: «Политическая деятельность». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Политика как деятельность.
2. Власть и властная деятельность.
3. Легитимность власти.
II. Новый материал
- Прочитайте вступление к параграфу.
- Охарактеризуйте различные подходы к пониманию политики.
- В чем сущность третьего подхода?
- На с. 204 учебника приведены два определения политики как деятельности. Сравните их.
- Что общего вы обнаружили?
(На доске формируется схема.)
- Мы знаем структуру любой деятельности. Не исключение и трудовая деятельность. Как вы думаете, какие цели могут ставить перед собой политики?
- Оцените их с нравственной точки зрения. Вспомните популярное выражение о «грязной» политике.
- Как вы относитесь к творчеству Н. Макиавелли?
(По ходу обсуждения вопросов продолжается составление схемы.)
1. Политика как деятельность
- Всякая деятельность представляет собой совокупность действий. Приведите примеры политических действий.
- На что они могут быть направлены?
- Всегда ли действия политиков приводят к тем результатам, которые планировались?
- Какие методы воздействия на массы применяют современные политики?
(По ходу беседы формируется схема.)
2. Власть и властная деятельность
Власть - это способность и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо: оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчиняться своей воле с помощью насилия.
- Какие вы знаете виды власти? Охарактеризуйте их.
- Что такое «властная деятельность»? (Властная деятельность - это деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь.)
- Представьте себе, что вы осуществляете властную деятельность. В вашем арсенале есть следующие рычаги воздействия на массы: власть силы; власть авторитета; власть принуждения. Какой рычаг и почему вы выбираете?
3. Легитимность власти
- Самостоятельно прочитайте последний пункт параграфа.
- Что такое «легитимность власти»?
- Охарактеризуйте три типа легитимности по М. Веберу.
- Какой подход предложил Д. Истон?
- Сравните их типологию. Какая вам кажется более справедливой? Почему?
Домашнее задание
Выучите § 20, выполните задания.