Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Трудовая деятельность - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «труд», «социология труда», «социальное партнерство», «содержание труда», «культура труда», «человеческий фактор производства»; ознакомить с особенностями трудовой деятельности людей, с социологией труда, объяснить сущность социального партнерства и исследовать перспективы его развития в России; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-размышление.
Ход урока
I. Организационный момент
Издавна люди задумывались над проблемами, связанными с трудовой деятельностью человека. «Безделье - мать всех пороков», «Без дела жить - только небо коптить», «Худое ремесло лучше доброго воровства», «Труд человека кормит, а лень портит», - такие поговорки и пословицы создавались на протяжении многих веков. Почему один буквально «горит» на работе, а другой - отбывает свой срок? В чем сущность и особенности того самого труда, о котором К.Д. Ушинский сказал: «Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад»?
Поразмышляем и мы на эту тему.
Тема урока: «Трудовая деятельность». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Труд как вид человеческой деятельности.
2. Человеческий фактор производства.
3. Социальное партнерство.
II. Новый материал
Трудовая деятельность - явление многогранное. Попробуем сейчас убедиться в этом. Представьте себе, что вы, представители разных профессий, собрались на пресс-конференцию с целью рассмотреть процесс труда с точки зрения своей профессии. Как вы это сделаете?
Итак, представьте труд с позиции экономиста, психолога, правоведа, социолога, философа.
Конечно, никто таким образом трудовую деятельность не изучает, эти науки обязательно пересекаются между собой, необходимо комплексное исследование, чтобы получить объективную картину. Для успешности в работе разделимся на три творческие группы.
1. Труд как вид человеческой деятельности
- Группа 1, работая с п. 1 § 19, рассмотрите процесс труда как вид человеческой деятельности. Итоги работы представьте наглядно.
Труд как вид человеческой деятельности
Общие свойства трудовой деятельности:
• Набор трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах. В настоящее время в результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим, ручным и механическим.
• Трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности. Речь идет о профессионализме - хорошем владении своей профессией, квалификации - степени готовности к какому-нибудь виду труда, степени готовности. Чтобы стать профессионалом, человеку нужно:
• приобрести опыт;
• иметь самодисциплину;
• обладать деловой честностью;
• обладать ответственностью.
• Характеризуется материально-техническими условиями труда:
• средствами труда;
• предметами труда;
• технологии.
• Характеризуется способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования. Люди трудятся сообща, коллективно, при этом возникает необходимость в разделении труда.
• Характеризуется структурой управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение участников. Речь идет о трудовой дисциплине, технологической дисциплине, договорной дисциплине. Важными составляющими являются инициатива и исполнительность.
2. Человеческий фактор производства
- Группа 2, работая с п. 2 § 19, должна представить наглядно обобщенный «портрет» современного работника и продумать условия, при которых труд современного работника станет более эффективным.
3. Социальное партнерство
В процессе трудовой деятельности возникают социально-трудовые отношения между работниками и работодателями. Они могут развиваться в двух направлениях:
• конфронтация;
• социальное партнерство.
- Группа 3, работая с п. 3 § 19, исследует природу социального партнерства и представят свою работу графически.
Механизм социального партнерства дает возможность решать спорные вопросы посредством переговоров, на базе разумного компромисса.
Отличительные черты социального партнерства:
• участие наемных работников в управлении предприятиями в разных организационных формах;
• переговорный характер урегулирования возникающих между сторонами разногласий и противоречий;
• наличие механизмов и правовых институтов по согласованию интересов партнеров на разных уровнях;
• согласование между партнерами на высшем уровне разделения доходов и социально-экономической политики в целом;
• снижение уровня и смягчение трудовых конфликтов в форме забастовок и локаутов.
III. Итог урока
- Представьте труд как вид деятельности.
- Почему в своей схеме вы на первое место поставили интересы, а не цели?
- Что может быть мотивом для трудовой деятельности?
- Почему в современных условиях меняются требования к человеческому фактору?
- Представьте, что вы руководитель предприятия. Что вы сделаете, чтобы улучшить работу своего предприятия? При ответе используйте материалы учебника на с. 202.
- Что такое «социальное партнерство»?
- Как происходит становление социального партнерства в России?
Домашнее задание
Выучите § 19, выполните задания.