Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков
Куда текут реки? (Реки и моря) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
Тема: Куда текут реки? (Реки и моря) |
Тип: изучение нового материала |
|||
Задачи: расширить и уточнить представление о реках и морях, движении воды |
||||
Планируемые результаты урока |
||||
Предметные • прослеживать по схеме путь воды из реки в море; • сравнивать реку и море, различать пресную и морскую воду; • изготавливать «морскую» воду с помощью морской соли |
Метапредметные • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; • оценивать свои достижения, отвечать на итоговые вопросы; • сочинять сказочную историю по рисунку |
Личностные • бережно относиться к ценностям природы; • понимать свою ответственность за состояние природы |
||
Межпредметные связи: Изобразительное искусство |
||||
Ресурсы урока: Плешаков А. А. Учебник, с. 66, 67; рабочая тетрадь, с. 43—45; электронное приложение; физическая карта России, карта или план своего региона; морская соль, лабораторные стаканы, шпатели, стеклянные палочки для проведения опытов; видеофрагмент или фотографии моря и реки |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
1. Мотивация познавательной деятельности |
||||
• П, Л Мотивирует учащихся к учебной деятельности (высказывания записаны на доске): — Верите ли вы, что • кораблик из Москва-реки может попасть в Каспийское море (показывает на карте, можно использовать географические объекты своего региона, например Нева — Финский залив и т. п.), • можно дома искупаться в морской воде? |
• П Высказывают предположения |
|||
2. Актуализация необходимых знаний |
||||
• П, М Организует повторение изученного материала, актуализирует личностный опыт учащихся: — Вспомните, откуда вода приходит в наш дом (расскажите, используя схему). — Откуда поступает вода в водопровод? — Какую воду лучше использовать для подачи в водопровод: из маленькой реки, большой реки, озера, моря? — Как связаны между собой реки и моря? • М Помогает определить тему и учебную задачу урока |
• М Актуализируют знания, необходимые для изучения нового материала, устанавливают взаимосвязь изученного материала с новой темой, высказывают предположения, обосновывают свой ответ. • П Формулируют тему урока. Участвуют в определении учебной задачи урока |
|||
3. Организация познавательной деятельности |
||||
• М Организует работу с учебником: схема-рисунок (с. 66). • MB зависимости от уровня подготовленности класса, текст может прочитать учитель, хорошо читающий ученик или учащиеся самостоятельно. * Можно использовать материал электронного приложения и выполнить задание 1 на с. 43 рабочей тетради. • П Организует работу с краеведческим материалом: откуда берёт начало и куда впадает река, протекающая в данной местности (с использованием карты или плана). • П Спрашивает, какое из высказываний «Верите ли вы...» уже можно проверить. • П Демонстрирует видеофрагмент или фотографии с изображением моря и реки, спрашивает, чем они похожи, чем различаются. • П, Л Спрашивает, все ли отличия реки и моря мы можем увидеть на фотографии. Сообщает, что в истории частыми были случаи, когда мореплаватели, потерпев кораблекрушение, мучались от жажды, хотя их окружали огромные пространства воды. • М Организует практическую работу по сравнению свойств пресной и морской воды (учебник, с. 67, рабочая тетрадь, с. 44, 45, задание 2). • П Спрашивает, действительно ли дома можно искупаться в морской воде. * Можно выполнить задание в учебнике (с. 67) — придумать сказочную историю про Муравья Вопросика |
• П Рассматривают схему, анализируют расположение рек, изображённых на рисунке. • М Проверяют предположение, используя рассказ в учебнике, рассказывают о движении воды по схеме. • П Выполняют задание 1 на с. 43 рабочей тетради, проверяют правильность с помощью схемы в учебнике. • П Рассматривают карту или план, находят ближайшую к месту проживания реку, определяют (примерно) исток и устье реки (понятия не используют). • П Используя схему, доказывают верность высказывания о том, что корабль из Москва-реки может попасть в Каспийское море. • П Рассматривают фотографии, анализируют изображение, выделяют общее и различное. • Л Высказывают предположения. Актуализируют субъектный опыт. • П В парах выполняют практическую работу по сравнению свойств пресной и солёной воды: — определяют совместно с учителем цель опыта; — подготавливают оборудование; — определяют последовательность действий при проведении опыта; — изготавливают «морскую» воду; — рассматривая стаканы с пресной и морской водой, сравнивают свойства воды (прозрачность, цвет, запах), определяют вкус воды; — делают вывод о различиях между пресной и морской водой. • П Объясняют предположение, используя результаты опыта |
|||
4. Подведение итогов |
||||
• М Предлагает вспомнить (прочитать) учебную задачу урока, оценить степень её достижения. • П Спрашивает, воду из какого водоёма лучше использовать для подачи в водопровод. • Л Обращает внимание на новые умения, над которыми работали на уроке. • М Организует самооценку достижений на уроке с использованием вопросов (с. 67 учебника) |
• М Оценивают степень достижения учебной задачи урока. • М Делают вывод, объясняют его, используя изученный материал. • М Отмечают новые умения (работа с лабораторным оборудованием). • М Отвечают на вопросы в учебнике, оценивают свои достижения с помощью смайликов |
|||
Дополнительный материал: |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Указ. соч. • назвать отличие морской воды от пресной; • рассказать, куда впадает река, протекающая в данной местности |
||||
Дополнительные творческие задания: задание 3 на с. 45 рабочей тетради; составить сказочную историю по иллюстрации в учебнике на с. 67 |
||||
Самоанализ урока |
||||
Достижения |
Затруднения |
Предложения |
||