Русский язык - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся
Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения - ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ) - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ
Формулировка задания: среди предложений 38—42 найдите предложения с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
(38)Снег таял на лице, смешивался со слезами, (39)Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая старушка, брошенная всеми и забытая там, в скучном Заборье.
(40)“Поздно! (41) Видимо у маму я уже не увижу”, - сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово - “мама” и что бесконечно давно не слышала родного голоса,
(42)Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо.
Ответ: 39.
Что должен знать ученик, выполняя задание: простое предложение, осложнённое однородными членами, знаки препинания при них; простое предложение, осложнённое обособленными членами: обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями.
1. Простые предложения, осложненные однородными членами
Однородные члены предложения - это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и произносящиеся с интонацией перечисления.
Пример: Интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого (Д. С. Лихачёв).
Однородные члены предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью, могут быть как распространёнными (иметь при себе зависимые слова), так и нераспространёнными.
Примеры: Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым (Д. С. Лихачёв). В этом предложении однородные члены соединяются при помощи союза И.
Манера, одежда, походка - все поведение человека должно быть сдержанным... (Д. С. Лихачёв). В этом предложении однородные члены связаны бессоюзной связью.
Примечание:
Не являются однородными членами предложения:
• повторение одних и тех же слов:
Еду, еду в чистом поле; Вот тёмный, тёмный сад.
• фразеологические обороты:
И день и ночь; и стар и млад; ни то ни сё; ни дать ни взять; ни взад ни вперед;
• сочетание двух глаголов в одной и той же форме, выступающих в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или неожиданного, произвольного действия):
Пойду посмотрю расписание занятий. Взял да и сделал наоборот.
Запятая при однородных членах не ставится
1. Если однородные члены соединяются неповторяющимися одиночными союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И)
• Ты потерял главное: ты перестал любить добро и правду (Эпиктет).
() и ()
• Жизнь имеет смысл лишь как задача или долг (Дж. Мадзини).
() или ()
• Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь либо пустяками? (А.П. Чехов.)
() либо ()
• А тренировка душевных сил возможна да и необходима в любых условиях (по Д. С. Лихачёву).
() да (=и) ()
2. Если однородные члены соединяются при помощи союза ДА И:
• Возьму да и уйду.
3. В устойчивых сочетаниях слов:
• Огонь и воду и медные трубы.
• И смех и грех.
• И стар и млад.
• И так и этак.
• И холод и голод.
• Ни рыба ни мясо.
• Ни стать ни сесть.
• Ни то ни сё.
• Ни тот ни другой.
• Ни себе ни людям и др.
Запятая при однородных членах ставится
1) Если однородные члены предложения соединены посредством союзов А, НО, ДА (в значении НО), ОДНАКО, ХОТЯ, ЗАТО:
• На руке всего пять пальцев, но и те не равны.
(), но ()
• Сказка - ложь, да в ней намек,//Добрым молодцам урок.
(), да ()
2) Если однородные члены предложения соединены посредством двойных союзов
КАК..., ТАК И...,
НЕ ТОЛЬКО..., НО И...,
НЕ СТОЛЬКО..., СКОЛЬКО...,
ХОТЯ..., НО...
Обратите внимание: запятая ставится не перед началом двойного союза, а перед его второй частью:
• Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше (Демокрит).
как () , так и ().
• Уступайте упрямому не столько ради него, сколько ради самих себя (Саньяль-Дюбе).
не столько (), сколько ().
• Хороший врач спасёт если не от болезни, то хотя бы от плохого врача (Жан Поль).
если (), то ().
3) Если однородные члены соединяются посредством повторяющихся союзов И...И, ДА...ДА, ТО...ТО, ЛИ...ЛИ, ИЛИ...ИЛИ.
• В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имён; важна одна лишь истина, перед которой равны все (Р. Роллан).
ни о, ни (), ни 0, ни ().
• Один и тот же человек редко бывает и великим, и хорошим (Томас Фуллер).
и (), и ().
Обратите внимание: перед первым союзом, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым, третьим и т.д. союзом, используемым при перечислении.
Примечание:
Запятая может ставиться перед первым повторяющимся союзом, если однородный ряд был начат до него.
Люби душу свою, и утешай сердце свое, и удаляй от себя печаль... (Библия).
(), и (), и ().
4) Если однородные члены соединяются попарно, то запятая ставится только перед парными группами.
Я счастлив и силён, свободен и молод (Брюсов).
Алгоритм выполнения задания (поиск предложения с однородными членами):
1. Найдите в предложении однородные члены: они должны отвечать на один и тот же вопрос, задаваемый от одного слова, и произноситься с интонацией перечисления.
2. Убедитесь, что найденные вами однородные члены предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью.
3. Внесите в бланк ответов те цифры, под которыми в тексте идут найденные вами предложения с однородными членами.
2. Предложения, осложнённые обособленными членами: обособленным определением, обстоятельством, приложением или дополнением
Обособление членов предложения - интонационное и смысловое их выделение; на письме обособленные члены отделяются знаками препинания.
1. Обособленное согласованное распространённое определение - это выделяемый запятыми причастный оборот или выделяемое запятыми имя прилагательное с зависимыми словами, которые отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Пример: Ветер, внезапно поднявшийся, сорвал последние листья с деревьев.
Это здание, известное во всем городе, привлекает внимание туристов.
Обособленное согласованное нераспространённое определение - это выделяемое запятыми одиночное имя прилагательное или причастие, которое отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Пример: Вечером, усталый, я возвращался домой. Мы, уставшие, наконец-то добрались домой.
Согласованные определения обособляются (отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) в следующих случаях:
• если относятся к личному местоимению (стоят до или после личного местоимения):
Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал (Ч.). Низенький, коренастый, он обладал страшною силою в руках (М.Г.). А он, мятежный, просит бури (Л.).
• если стоят после определяемого существительного:
Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству.
• если стоят перед определяемым существительным и имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное):
Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжить своё восхождение. Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой (Тв.).
• если отделены от определяемого существительного другими членами предложения (независимо от того, находятся они до или после определяемого слова):
Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате (Ч.). Довольный и весёлый, быстро шёл Павел домой.
От согласованных определений следует отличать несогласованные:
Согласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи согласования (деревянный забор, наш подъезд, второй этаж, летящий шар).
Несогласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи управления или примыканием (улица города, юбка в клеточку, её ученики, бумага потолще, прогулка верхом, ребёнок лет пяти, обещание любить).
Пример: Москва, вся в новогодних гирляндах, выглядела красиво.
2. Обособленное обстоятельство - это выделяемое запятыми одиночное деепричастие или деепричастный оборот.
Деепричастия и деепричастные обороты отвечают на вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? и обозначают добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.
Примеры: Получив письмо от друга, я сразу написал ему ответ. (Написал ответ (что сделав?) получив письмо от друга. ПОЛУЧИВ ПИСЬМО ОТ ДРУГА - это обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.)
Он, смеясь, бежал мне навстречу. (Бежал (что делая?) смеясь. СМЕЯСЬ - это обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием.
Одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются независимо от их места в предложении.
Обособленные обстоятельства могут быть выражены не только деепричастными оборотами, но и именами существительными с предлогами НЕСМОТРЯ НА. НЕВЗИРАЯ НА.
Пример: Несмотря на надвигающуюся грозу, мы отправились в горы.
Обстоятельства с предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ могут обособляться, если стоят перед сказуемым: Вопреки прогнозам метеорологов, сегодня день будет ветреный.
3. Обособленное приложение - это определение, выраженное именем существительным, то есть выделяемое запятыми или тире одиночное имя существительное или имя существительное с зависимыми словами, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ? и поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или личное местоимение.
Пример: Констанция, вдова Моцарта, после его смерти раздала партитуры его сочинений другим людям. (КТО ИМЕННО ТАКАЯ была КОНСТАНЦИЯ? - ВДОВА МОЦАРТА. Это обособленное приложение, которое поясняет имя существительное КОНСТАНЦИЯ).
Он, ученик 11 класса, сдает ЕГЭ по русскому языку. (КТО ОН ИМЕННО ТАКОЙ? - УЧЕНИК 11 КЛАССА. Это обособленное приложение, которое поясняет личное местоимение ОН).
Распространённые приложения обособляются, если
• относятся к личному местоимению (стоят до или после определяемого слова, выраженного личным местоимение):
Он, уроженец Рязани, снова приехал в свой родной город.
Талантливого инженера, его знают все.
• стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным:
Девочка лет шести, любимица отца, вбежала в комнату.
• имеют добавочное обстоятельственное значение:
Химик по образованию, Ломоносов много сделал в этой области.
• отделено, оторвано от определяемого слова другими членами предложения:
Им помог сын нашего соседа, подросток.
• присоединяется словами ПО ФАМИЛИИ, ПО ИМЕНИ, ПО ПРОЗВИЩУ, РОДОМ ИЗ:
Один мой знакомый, по фамилии Довженко, всегда называл курицу курой.
Примечание: если перед приложением, стоящим в конце предложения, можно вставить союз А ИМЕННО, вместо запятой ставится тире: Въехали в Ивантеевку - большое, просторное село с ухоженными улицами. Он очень любил эту игру — шахматы.
4. Обособленное дополнение
1) выделяемое запятыми имя существительное или местоимение с предлогом КРОМЕ в значении
• “за исключением кого- или чего-либо”, “не считая кого- или чего-либо”
Пример: Кроме нас, в доме никого не было. (КРОМЕ НАС - обособленное дополнение);
• “сверх кого- или чего-либо”, “вдобавок к кому- или чему-либо”
Пример: Кроме тёплого свитера, на нем был еще и теплый шарф.
2) выделяемые запятыми имена существительные и местоимения с предлогами ВМЕСТО. ПОМИМО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ. ИСКЛЮЧАЯ. СВЕРХ:
Например: Все, за исключением Николая, пришли вовремя, а он опоздал.
Алгоритм выполнения задания (поиск предложения, осложнённого обособленными членами)
1) Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания.
2) Помните о том, что
• обособленные определения отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ КАКОЕ? КАКИЕ? и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными;
• обособленные обстоятельства отвечают на вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? и выражаются одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами;
• обособленные приложения отвечают на вопросы: КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ? и выражаются одиночными именами существительными или именами существительными с зависимыми словами, которые поясняют, уточняют в предложении другое имя существительное или личное местоимение;
• обособленные дополнения выражаются
а) именами существительными или местоимениями с предлогом КРОМЕ в значении “за исключением кого- или чего-либо”, “не считая кого- или чего-либо”, “вдобавок к кому- или чему-либо”;
б) имена существительные и местоимения с предлогами ВМЕСТО, ПОМИМО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ИСКЛЮЧАЯ, СВЕРХ.
3) Выберите правильный ответ.
Задания для самостоятельной работы
Задание № 1. Среди предложений найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
(1)Это произошло так. (2)В одно из его редких возвращений домой он не увидел, как всегда ещё издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками и бегущую навстречу до потери дыхания. (3)Вместо неё у детской кроватки - нового предмета в маленьком доме Лонгрена - стояла взволнованная соседка.
- (4)Три месяца я ходила за нею, старик, - сказала она, - посмотри на свою дочь.
(5)Мертвея, Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (6)Ус был мокрый, как от дождя.
Задание № 2. Среди предложений найдите предложение с обособленными распространенными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
(1)Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде. (2)Недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд.
(3)Рыбачьи лодки, вытащенные на берег и напоминающие хребты громадных рыб, образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей. (4)Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. (5)На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, несшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал “открытый воздух” суровой пыткой. (6)Все трубы Каперны дымились сутра до вечера, трепля дым по крутым крышам.
Задание № 3. Среди предложений найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1)Любимым развлечением Ассоль было по вечерам или в праздник, когда отец, отставив банки с клейстером и сняв передник, решался отдохнуть, - забраться к нему на колени и, вертясь в бережном кольце отцовской руки, трогать различные части игрушек, расспрашивая об их назначении. (2)Так начиналась своеобразная фантастическая лекция о жизни и людях - лекция, в которой, благодаря прежнему образу жизни Лонгрена, случайностям, случаю вообще, - диковинным, поразительным и необыкновенным событиям отводилось главное место. (3)Лонгрен, называл девочке имена снастей, парусов, предметов морского обихода, постепенно увлекался, переходя от объяснений к различным эпизодам, в которых играли роль то брашпиль, то рулевое колесо, то мачта или какой-нибудь тип лодки и т. п., а от отдельных иллюстраций этих переходил к широким картинам морских скитаний, вплетая суеверия в действительность, а действительность - в образы своей фантазии.
Задание № 4. Среди предложений найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1)Эгль поднял голову, уронив яхту, - так неожиданно прозвучал взволнованный голосок Ассоль. (2)Старик с минуту разглядывал её, улыбаясь и медленно пропуская бороду в большой, жилистой горсти. (3)Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки, (4)Её темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч, (5)Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки, (6)Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи.
Задание № 5. Среди предложений найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1)Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус, (2)Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе, (3)Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там, а корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка, - (4)“3ачем вы приехали? (5)Кого вы ищете?” — спросят люди на берегу, (6)Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. - (7)“Здравствуй, Ассоль! - скажет он. - (8)Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство.
Задание № 6. Среди предложений найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
(1)Ну вот что, — говорил Польдишок Грэю, усаживаясь на пустой ящик и набивая острый нос табаком, — видишь ты это место? (2)Там лежит хорошее вино. (3)В каждой бочке сто литров вещества, взрывающего душу и превращающего тело в неподвижное тесто. (4)Его цвет темнее вишни, и оно не потечёт из бутылки. (5)Оно густо, как хорошие сливки. (6) Оно заключено в бочки чёрного дерева, крепкого, как железо.
Задание № 7. Среди предложений найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1)Однажды он узнал, что Бетси не может выйти замуж за конюха Джима, ибо у них нет денег обзавестись хозяйством. (2)Грэй разбил каминными щипцами свою фарфоровую копилку и вытряхнул оттуда всё, что составляло около ста фунтов. (3)Встав рано и пробравшись в её комнату, он засунул подарок в сундук девушки, прикрыв его короткой запиской: “Бетси, это твоё. (4)Предводитель шайки разбойников Робин Гуд”. (5)Переполох, вызванный на кухне этой историей, принял такие размеры, что Грэй должен был сознаться в подлоге. (6)Он не взял денег назад и не хотел более говорить об этом.
Задание № 8. Среди предложений найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1)3натная дама, чьё лицо и фигура, казалось, могли отвечать лишь ледяным молчанием огненным голосам жизни, чья тонкая красота скорее отталкивала, чем привлекала, так как в ней чувствовалось надменное усилие воли, лишённое женственного притяжения. (2)Эта Лилиан Грэй, не отказывая сыну ни в чём и прощая ему всё: пребывание в кухне, отвращение к урокам, непослушание и многочисленные причуды - оставаясь наедине с мальчиком, делалась простой мамой. (3)Она говорила любящим, кротким тоном те самые сердечные пустяки, какие не передашь на бумаге - их сила в чувстве, не в самих них.
Задание № 9. Среди предложений найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
(1)Разорванные облака низко трепетали над океаном. (2) Тусклый свет обречённо боролся с надвигающейся тьмой ночи. (3)Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю и выражающего все положение, даже характер момента. (4)Поза человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего собственно не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать крайнюю напряжённость внимания, обращённого к чему-то на палубе, невидимой зрителю. (5)3авёрнутые полы его кафтана трепались ветром; белая коса и чёрная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюма выказывало в нём капитана, танцующее положение тела — взмах вала; без шляпы, он был, видимо, поглощён опасным моментом и кричал - но что?
Задание № 10. Среди предложений найдите предложение с обособленными однородными обстоятельства. Напишите номер этого предложения.
(1)В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. (2)Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана. (З)Там, сея за кормой пену, двигались корабли. (4)Часть их теряла паруса, мачты и, захлебываясь волной, опускалась в тьму пучин, где мелькают фосфорические глаза рыб. (5)Другие, схваченные бурунами, бились о рифы; утихающее волнение грозно шатало корпус; обезлюдевший корабль с порванными снастями переживал долгую агонию, пока новый шторм не разносил его в щепки.
Задание № 11. Среди предложений найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
(1)Монтэг чувствовал теперь, что в нём заключены два человека: во-первых, он сам, Монтэг, который ничего не понимал, не понимал даже всей глубины своего невежества, лишь смутно догадываясь об этом, и, во-вторых, этот старик, который разговаривал сейчас с ним, разговаривал всё время, пока пневматический поезд бешено мчал его из одного конца спящего города в другой. (2)Все дни, какие ещё будут в его жизни, и все ночи, долгие и тёмные, и озарённые ярким светом луны — старый профессор будет разговаривать с ним, роняя в его душу слово за словом, каплю за каплей, камень за камнем, искру за искрой. (3)И когда-нибудь сознание его наконец переполнится и он перестанет быть Монтэгом.
Задание № 12. Среди предложений найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1)Я столько лет жил один в этих стенах, наедине со своими мыслями. (2)Возиться с электрическими приборами и радиоприёмниками стало моей страстью. (3)Именно эта трусость и в то же время мятежный дух, подспудно живущий во мне, побудили меня изобрести вот это.
(4)Он взял со стола маленький металлический предмет зеленоватого цвета, напоминающий пулю небольшого калибра.
(5)Откуда я взял на это средства, спросите вы? (6)Ну, понятно, играл на бирже. (7)Это ведь последнее прибежище для опасномыслящих интеллигентов, оставшихся без работы. (8)Играл на бирже, работал над этим изобретением и ждал. (9)Полжизни просидел, трясясь от страха и ожидая, чтобы кто-нибудь заговорил со мной. (10) Сам я не решался ни с кем заговаривать.
Задание № 13. Среди предложений найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1)Мой аппарат слушает! (2)Если вы вставите эту пульку в ухо, Монтэг, я могу спокойно сидеть дома, грея в тепле свои напуганные старые кости и вместе с тем слушая и изучая мир пожарников, выискивая его слабые стороны, не подвергаясь при этом ни малейшему риску. (3)Я буду, как пчелиная матка, сидящая в своем улье. (4)А вы будете рабочей пчелой, моим путешествующим ухом. (5)Я мог бы иметь уши во всех концах города, среди самых различных людей. (6)Я мог бы слушать и делать выводы. (7)Если пчёлы погибнут, меня это не коснётся, я по-прежнему буду у себя дома в безопасности, буду переживать свои страх с максимумом комфорта и минимумом риска.
Задание № 14. Среди предложений найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
(1)В девять вечера, когда он заканчивал свой лёгкий ужин, рупор у входной двери возвестил о приходе гостей. (2)Милдред бросилась в переднюю с поспешностью человека, спасающегося от извержения вулкана, стремящегося его избежать. (3)В дом вошли миссис Фелпс и миссис Бауэлс, и гостиная поглотила их, словно огненный кратер. (4)Монтэг прервал свою трапезу. (5)Эти женщины были похожи на чудовищные стеклянные люстры, звенящие тысячами хрустальных подвесок. (6)Даже сквозь стену он видел их застывшие бессмысленные улыбки. (7)Они визгливо приветствовали друг друга, стараясь перекричать шум гостиной.
Задание № 15. Среди предложений найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1)На другой стене видно было в рентгеновских лучах, как апельсиновый сок совершает путь по пищеводу той же дамы, направляясь к её трепещущему от восторга желудку. (2)Вдруг гостиная ринулась в облака на крыльях ракетного самолёта, потом нырнула в мутно-зелёные воды моря, где синие рыбы пожирали красных и жёлтых рыб. (3)А через минуту три белых мультипликационных клоуна уже рубили друг другу руки и ноги под взрывы одобрительного хохота. (4)Спустя ещё две минуты стены перенесли зрителей куда-то за город, где по кругу в бешеном темпе мчались ракетные автомобили, сталкиваясь и сшибая друг друга.