Способы выражения главных членов предложения - ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ) - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ

Русский язык - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

Способы выражения главных членов предложения - ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ) - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ

Формулировка задания: выпишите грамматическую основу предложения 46.

(46)Как же это могло так случиться?

Правильный ответ: это могло случиться.

Что требуется от учеников: помня о возможных способах выражения подлежащего и сказуемого в русском языке, правильно выделить грамматическую основу (или грамматические основы, если их несколько) в указанных предложениях и внести в бланк ответов.

Что должен знать ученик, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.

1. Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что

- подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, обозначающие деятеля, но отвечающие на вопрос КОМУ?, подлежащими не являются.

Пример: Мне надо доделать упражнение. (“Мне” - это тот, кто производит действие, названное сказуемым “надо доделать”, но это не подлежащее, так как отвечает на вопрос КОМУ?, а не на вопрос КТО?);

- в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступают союзные слова КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.

Пример: В комнате были дети, которые не обращали на нас никакого внимания. (“Которые” - это подлежащее, так как отвечает на вопрос КТО? и указывает на то, что действие “не обращали внимания” производят дети, о которых говорилось в главной части сложноподчинённого предложения);

- в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступает союзное слово ЧТО.

Пример: Она ненавидела всё, что было связано с футболом. (“Что” - это подлежащее, так как отвечает на вопрос ЧТО? и заменяет собой слово “всё”, которое производит действие “было связано”.)

- подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев - именем существительным или местоимением в именительном падеже. Однако надо учитывать, что подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием:

• слово с количественным значением + имя существительное в родительном падеже. Пример: В вазе лежат шесть груш. На съезде присутствовало около двухсот делегатов. У любознательных учеников возникает масса вопросов.

• слово в именительном падеже + предлог ИЗ + слово в родительном падеже. Пример: Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес. Одна из сестёр поступила в музыкальное училище. В соревновании участвуют лучшие из лучших.

• слово в именительном падеже + предлог С + слово в творительном падеж (если сказуемое стоит в форме множественного числа). Пример: Сестра с братом учатся в разных школах.

2. Чтобы правильно выделить сказуемое в предложении, надо помнить о том, что

- сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что с ним происходит? кто такой предмет? что такое предмет?

- сказуемые бывают простыми и составными.

1) Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

- глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Она поёт. Она будет петь. Она споёт. Пусть она споёт! Давай спой! Спела бы ты.

- инфинитивом: Жить - Родине служить. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.

- фразеологизмом или описательным оборотом речи: Он принял участие в конференции (= участвовал).

Примечание:

- Простое глагольное сказуемое чаще всего выражается одним словом (глаголом), но может состоять из двух слов, если глагол употреблён в форме будущего сложного времени (будут читать) или в форме повелительного наклонения (пусть читают).

- Следует избегать распространенных ошибок при выделении простого глагольного сказуемого:

• нередко ученики забывают включить в состав сказуемого частицы ПУСТЬ, ДАВАЙ, ВЫ, образующие формы повелительного и условного (сослагательного) наклонения: Пусть всегда светит солнце! (сказуемое ПУСТЬ СВЕТИТ). Давай поговорим об этом завтра. (сказуемое ДАВАЙ ПОГОВОРИМ). Я бы не пошёл. (сказуемое НЕ ПОШЁЛ БЫ).

• ошибочно включают в состав сказуемого второстепенные члены: Семена созревают в плодах. (В этом предложении нельзя в качестве сказуемого выделить сочетание слов “созревают в плодах”, так как “в плодах” — обстоятельство места.)

2) Составное глагольное сказуемое:

- вспомогательный глагол + инфинитив: Он стал говорить взволнованно.

A) вспомогательный глагол со значением начала, конца или продолжения действия + инфинитив: Он начал кашлять. Она продолжает смеяться. Мы закончили выполнять упражнение. Я перестал бегать по утрам.

Б) вспомогательный глагол со значением склонности, привычности к действию + инфинитив: Я хочу много путешествовать. Ты мог бы говорить не так громко? Мы стараемся хорошо учиться. Она стремится много тренироваться.

B) вспомогательный глагол со значением мысли, чувства + инфинитив: Он боялся опоздать на экзамен. Мы не любим много путешествовать. Они думали прийти вовремя.

- краткое имя прилагательное (РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН) + инфинитив: Я рад побывать на конференции. Мы готовы подежурить в столовой. Она согласна выйти за него замуж. Они вынуждены жить далеко от Родины. Вы должны немедленно уехать.

- НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитив: Надо мыть руки перед едой. Мне нужно срочно уехать. Вам необходимо сдать работу к сроку. Правила не надо учить, достаточно практиковаться.

Примечание: следует избегать распространённых ошибок при выделении составного глагольного сказуемого:

- нередко ученики неверно определяют границы составного глагольного сказуемого и вместо всего сказуемого подчёркивают только одну его часть: Они начнут готовиться к соревнованиям. (В этом предложении нельзя выделить в качестве сказуемого только одно слово “начнут”, так как оно не называет то главное действие, которое совершает подлежащее “они”, а только указывает на фазу его протекания (начало выполнения). Сказуемым будет являться сочетание слов “начнут готовиться”: вспомогательный глагол “начнут” выражает грамматическое значение (указывает на то, что действие будет происходить в скором времени), а инфинитив “готовиться” - лексическое, то есть непосредственно называет действие.

- инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если

A) инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц: Все просили её спеть что-нибудь. (Подлежащее “они” совершает только действие, названное глаголом “просили” (все просили, а спеть должна она). Инфинитив “спеть” в этом случае будет являться дополнением.)

Инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определённым значением - значением волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять: умоляет о чём? приехать в гости; предложилчто? пойти на дискотеку.

Б) инфинитив зависит от глагола движения: Он пришёл узнать информацию о предстоящих переводных экзаменах. (Инфинитив “узнать”, употреблённый при глаголе движения “пришёл”, является обстоятельством цели.).

B) к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ? Охота странствовать напала на него. (Охота (какая?) странствовать. Перед нами инфинитив в роли несогласованного определения.)

Итак, инфинитив в предложении может быть частью составного глагольного сказуемого, а может выступать в роли второстепенного члена предложения. Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо задать к нему смысловой вопрос. Если это удастся сделать, перед нами - второстепенный член предложения (обстоятельство, дополнение, определение), если же нет - часть составного глагольного сказуемого.

3) Составное именное сказуемое

• Глагол-связка + именная часть (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, причастие, наречие): Задача оказалась сложной. Мой папа - врач.

Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.

Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

A) глагол-связка БЫТЬ в форме одного из наклонений (БЫЛ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ) + именная часть: Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.

Примечание: в настоящем времени глагол-связка БЫТЬ выступает в нулевой форме: Он студент. Он был студентом. Он скоро будет студентом.

Б) Глагол-связка ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ + именная часть: Сюжет романа оказался оригинальным. Она является хозяйкой этой машины. На улице становится холодно. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным.

B) глагол-связка со значением движения, положения в пространстве + именная часть: Осень пришла дождливая. Он ушел успокоенный.

Способы выражения именной части

Чем выражена именная часть составного именного сказуемого

Примеры

Имя существительное

Мой брат стал экономистом. Снег как сахар.

Имя прилагательное (полное, краткое, в форме сравнительной степени)

Иллюминация во время карнавала была великолепной. Этот процесс интенсивен. Одно обдуманное слово дороже тысячи легковесных.

Имя числительное

Дважды два - четыре. Их изба была третья с краю.

Местоимение

Твои слова - ничто. Кто же он на самом деле?

Причастие

Идея “Ревизора” была подсказана Гоголю Пушкиным. Воздух сегодня опьяняющий.

Наречие

Как некстати было это воспоминание!

Примечание: Следует избегать распространённых ошибок при выделении составного именного сказуемого: нередко ученики неверно определяют границы составного именного сказуемого и вместо всего сказуемого подчеркивают только одну его часть:

Сюжет комедии оказался оригинальным.

В этом предложении нельзя выделять в качестве сказуемого только одно слово “оказался”, так как оно не даёт исчерпывающей характеристики подлежащему “сюжет”. Важно, что сюжет был нов, необычен. Сказуемым будет сочетание слов “оказался оригинальным”: глагол-связка “оказался” выражает грамматическое значение (указывает на то, что событие было в прошлом), а имя прилагательное “оригинальным” - лексическое, то есть непосредственно характеризует подлежащее.

Алгоритм выполнения задания

1) Выделите грамматические основы в предложении.

2) Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова:

• РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН;

• ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ;

• НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО.

3) Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним продолжение (ещё одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого: Я рад побывать на конференции. Мой брат стал экономистом. Надо мыть руки перед едой.

4) Внесите в бланк ответов (запишите) выделенную грамматическую основу.

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1. Выпишите грамматическую основу предложения.

А ей теперь нужен только покой.

Задание № 2. Выпишите грамматическую основу предложения.

Мы ввели ей тонизирующее средство.

Задание № 3. Выпишите грамматическую основу предложения.

И люди с сигаретами в тонких, плотно сжатых губах, люди с холодным, как у гадюки, взглядом, захватив с собой машины и шланг, захватив ящик с жидкой меланхолией и тёмной густой массой, не имеющей названия, покинули комнату.

Задание № 4. Выпишите грамматическую основу предложения.

Теперь выражение их было нежным и спокойным.

Задание № 5. Выпишите грамматическую основу предложения.

Он встал, поднял шторы и, широко распахнув окна, впустил в комнату свежий ночной воздух.

Задание № 6. Выпишите грамматическую основу предложения.

Неужели в пожарные команды людей подбирали не только по склонности, но и по внешнему виду.

Задание № 7. Выпишите грамматическую основу предложения.

Монтэг вышел через стеклянную дверь и, не отдавая отчета, пересек лужайку.

Задание № 8. Выпишите грамматическую основу предложения.

Мне прислали роль сегодня утром.

Задание № 9. Выпишите грамматическую основу предложения.

И в следующее мгновение пожарные уже бежали по лестнице, размахивая сверкающими топориками в застоявшейся темноте пустых комнат, взламывали незапертые двери, натыкаясь друг на друга, шумя и крича, как ватага разбушевавшихся мальчишек.

Задание № 10. Выпишите грамматическую основу предложения.

Свет отражался в кусочках рубинового стекла, слабо переливался и мерцал на тончайших, как капилляры, чувствительных нейлоновых волосках в ноздрях этого странного чудовища, чуть заметно вздрагивающего на своих восьми паучьих, подбитых резиной лапах.

Задание № 11. Выпишите грамматическую основу предложения.

Мысль, внезапно сверкнувшая у него в мозгу, заставила его остановиться, швырнула его наземь.

Задание № 12. Выпишите грамматическую основу предложения.

Лунный свет коснулся его скул, глубоких морщинок нахмуренного лба, отразился в глазах, образуя в каждом крошечное серебряное бельмо.

Задание № 13. Выпишите грамматическую основу предложения.

И всё кружится, несётся, бурной, клокочущей рекой устремляется сквозь ночь навстречу утру...

Задание № 14. Выпишите грамматическую основу предложения.

Три пустые стены гостиной были похожи теперь на бледные лбы спящих великанов, погружённых в тяжкий сон без сновидений.

Задание № 15. Выпишите грамматическую основу предложения.

Голос его проносился над пустыней, ударялся в белую пустоту, звенел в раскалённом воздухе над головами сидящих женщин.






Для любых предложений по сайту: [email protected]