Русский язык - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся
Способы выражения главных членов предложения - ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ) - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ
Формулировка задания: выпишите грамматическую основу предложения 46.
(46)Как же это могло так случиться?
Правильный ответ: это могло случиться.
Что требуется от учеников: помня о возможных способах выражения подлежащего и сказуемого в русском языке, правильно выделить грамматическую основу (или грамматические основы, если их несколько) в указанных предложениях и внести в бланк ответов.
Что должен знать ученик, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.
1. Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что
- подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, обозначающие деятеля, но отвечающие на вопрос КОМУ?, подлежащими не являются.
Пример: Мне надо доделать упражнение. (“Мне” - это тот, кто производит действие, названное сказуемым “надо доделать”, но это не подлежащее, так как отвечает на вопрос КОМУ?, а не на вопрос КТО?);
- в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступают союзные слова КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.
Пример: В комнате были дети, которые не обращали на нас никакого внимания. (“Которые” - это подлежащее, так как отвечает на вопрос КТО? и указывает на то, что действие “не обращали внимания” производят дети, о которых говорилось в главной части сложноподчинённого предложения);
- в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступает союзное слово ЧТО.
Пример: Она ненавидела всё, что было связано с футболом. (“Что” - это подлежащее, так как отвечает на вопрос ЧТО? и заменяет собой слово “всё”, которое производит действие “было связано”.)
- подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев - именем существительным или местоимением в именительном падеже. Однако надо учитывать, что подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием:
• слово с количественным значением + имя существительное в родительном падеже. Пример: В вазе лежат шесть груш. На съезде присутствовало около двухсот делегатов. У любознательных учеников возникает масса вопросов.
• слово в именительном падеже + предлог ИЗ + слово в родительном падеже. Пример: Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес. Одна из сестёр поступила в музыкальное училище. В соревновании участвуют лучшие из лучших.
• слово в именительном падеже + предлог С + слово в творительном падеж (если сказуемое стоит в форме множественного числа). Пример: Сестра с братом учатся в разных школах.
2. Чтобы правильно выделить сказуемое в предложении, надо помнить о том, что
- сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что с ним происходит? кто такой предмет? что такое предмет?
- сказуемые бывают простыми и составными.
1) Простое глагольное сказуемое может быть выражено:
- глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Она поёт. Она будет петь. Она споёт. Пусть она споёт! Давай спой! Спела бы ты.
- инфинитивом: Жить - Родине служить. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.
- фразеологизмом или описательным оборотом речи: Он принял участие в конференции (= участвовал).
Примечание:
- Простое глагольное сказуемое чаще всего выражается одним словом (глаголом), но может состоять из двух слов, если глагол употреблён в форме будущего сложного времени (будут читать) или в форме повелительного наклонения (пусть читают).
- Следует избегать распространенных ошибок при выделении простого глагольного сказуемого:
• нередко ученики забывают включить в состав сказуемого частицы ПУСТЬ, ДАВАЙ, ВЫ, образующие формы повелительного и условного (сослагательного) наклонения: Пусть всегда светит солнце! (сказуемое ПУСТЬ СВЕТИТ). Давай поговорим об этом завтра. (сказуемое ДАВАЙ ПОГОВОРИМ). Я бы не пошёл. (сказуемое НЕ ПОШЁЛ БЫ).
• ошибочно включают в состав сказуемого второстепенные члены: Семена созревают в плодах. (В этом предложении нельзя в качестве сказуемого выделить сочетание слов “созревают в плодах”, так как “в плодах” — обстоятельство места.)
2) Составное глагольное сказуемое:
- вспомогательный глагол + инфинитив: Он стал говорить взволнованно.
A) вспомогательный глагол со значением начала, конца или продолжения действия + инфинитив: Он начал кашлять. Она продолжает смеяться. Мы закончили выполнять упражнение. Я перестал бегать по утрам.
Б) вспомогательный глагол со значением склонности, привычности к действию + инфинитив: Я хочу много путешествовать. Ты мог бы говорить не так громко? Мы стараемся хорошо учиться. Она стремится много тренироваться.
B) вспомогательный глагол со значением мысли, чувства + инфинитив: Он боялся опоздать на экзамен. Мы не любим много путешествовать. Они думали прийти вовремя.
- краткое имя прилагательное (РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН) + инфинитив: Я рад побывать на конференции. Мы готовы подежурить в столовой. Она согласна выйти за него замуж. Они вынуждены жить далеко от Родины. Вы должны немедленно уехать.
- НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитив: Надо мыть руки перед едой. Мне нужно срочно уехать. Вам необходимо сдать работу к сроку. Правила не надо учить, достаточно практиковаться.
Примечание: следует избегать распространённых ошибок при выделении составного глагольного сказуемого:
- нередко ученики неверно определяют границы составного глагольного сказуемого и вместо всего сказуемого подчёркивают только одну его часть: Они начнут готовиться к соревнованиям. (В этом предложении нельзя выделить в качестве сказуемого только одно слово “начнут”, так как оно не называет то главное действие, которое совершает подлежащее “они”, а только указывает на фазу его протекания (начало выполнения). Сказуемым будет являться сочетание слов “начнут готовиться”: вспомогательный глагол “начнут” выражает грамматическое значение (указывает на то, что действие будет происходить в скором времени), а инфинитив “готовиться” - лексическое, то есть непосредственно называет действие.
- инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если
A) инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц: Все просили её спеть что-нибудь. (Подлежащее “они” совершает только действие, названное глаголом “просили” (все просили, а спеть должна она). Инфинитив “спеть” в этом случае будет являться дополнением.)
Инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определённым значением - значением волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять: умоляет о чём? приехать в гости; предложилчто? пойти на дискотеку.
Б) инфинитив зависит от глагола движения: Он пришёл узнать информацию о предстоящих переводных экзаменах. (Инфинитив “узнать”, употреблённый при глаголе движения “пришёл”, является обстоятельством цели.).
B) к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ? Охота странствовать напала на него. (Охота (какая?) странствовать. Перед нами инфинитив в роли несогласованного определения.)
Итак, инфинитив в предложении может быть частью составного глагольного сказуемого, а может выступать в роли второстепенного члена предложения. Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо задать к нему смысловой вопрос. Если это удастся сделать, перед нами - второстепенный член предложения (обстоятельство, дополнение, определение), если же нет - часть составного глагольного сказуемого.
3) Составное именное сказуемое
• Глагол-связка + именная часть (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, причастие, наречие): Задача оказалась сложной. Мой папа - врач.
Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.
Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.
A) глагол-связка БЫТЬ в форме одного из наклонений (БЫЛ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ) + именная часть: Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.
Примечание: в настоящем времени глагол-связка БЫТЬ выступает в нулевой форме: Он студент. Он был студентом. Он скоро будет студентом.
Б) Глагол-связка ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ + именная часть: Сюжет романа оказался оригинальным. Она является хозяйкой этой машины. На улице становится холодно. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным.
B) глагол-связка со значением движения, положения в пространстве + именная часть: Осень пришла дождливая. Он ушел успокоенный.
Способы выражения именной части
Чем выражена именная часть составного именного сказуемого |
Примеры |
Имя существительное |
Мой брат стал экономистом. Снег как сахар. |
Имя прилагательное (полное, краткое, в форме сравнительной степени) |
Иллюминация во время карнавала была великолепной. Этот процесс интенсивен. Одно обдуманное слово дороже тысячи легковесных. |
Имя числительное |
Дважды два - четыре. Их изба была третья с краю. |
Местоимение |
Твои слова - ничто. Кто же он на самом деле? |
Причастие |
Идея “Ревизора” была подсказана Гоголю Пушкиным. Воздух сегодня опьяняющий. |
Наречие |
Как некстати было это воспоминание! |
Примечание: Следует избегать распространённых ошибок при выделении составного именного сказуемого: нередко ученики неверно определяют границы составного именного сказуемого и вместо всего сказуемого подчеркивают только одну его часть:
Сюжет комедии оказался оригинальным.
В этом предложении нельзя выделять в качестве сказуемого только одно слово “оказался”, так как оно не даёт исчерпывающей характеристики подлежащему “сюжет”. Важно, что сюжет был нов, необычен. Сказуемым будет сочетание слов “оказался оригинальным”: глагол-связка “оказался” выражает грамматическое значение (указывает на то, что событие было в прошлом), а имя прилагательное “оригинальным” - лексическое, то есть непосредственно характеризует подлежащее.
Алгоритм выполнения задания
1) Выделите грамматические основы в предложении.
2) Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова:
• РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН;
• ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ;
• НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО.
3) Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним продолжение (ещё одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого: Я рад побывать на конференции. Мой брат стал экономистом. Надо мыть руки перед едой.
4) Внесите в бланк ответов (запишите) выделенную грамматическую основу.
Задания для самостоятельной работы
Задание № 1. Выпишите грамматическую основу предложения.
А ей теперь нужен только покой.
Задание № 2. Выпишите грамматическую основу предложения.
Мы ввели ей тонизирующее средство.
Задание № 3. Выпишите грамматическую основу предложения.
И люди с сигаретами в тонких, плотно сжатых губах, люди с холодным, как у гадюки, взглядом, захватив с собой машины и шланг, захватив ящик с жидкой меланхолией и тёмной густой массой, не имеющей названия, покинули комнату.
Задание № 4. Выпишите грамматическую основу предложения.
Теперь выражение их было нежным и спокойным.
Задание № 5. Выпишите грамматическую основу предложения.
Он встал, поднял шторы и, широко распахнув окна, впустил в комнату свежий ночной воздух.
Задание № 6. Выпишите грамматическую основу предложения.
Неужели в пожарные команды людей подбирали не только по склонности, но и по внешнему виду.
Задание № 7. Выпишите грамматическую основу предложения.
Монтэг вышел через стеклянную дверь и, не отдавая отчета, пересек лужайку.
Задание № 8. Выпишите грамматическую основу предложения.
Мне прислали роль сегодня утром.
Задание № 9. Выпишите грамматическую основу предложения.
И в следующее мгновение пожарные уже бежали по лестнице, размахивая сверкающими топориками в застоявшейся темноте пустых комнат, взламывали незапертые двери, натыкаясь друг на друга, шумя и крича, как ватага разбушевавшихся мальчишек.
Задание № 10. Выпишите грамматическую основу предложения.
Свет отражался в кусочках рубинового стекла, слабо переливался и мерцал на тончайших, как капилляры, чувствительных нейлоновых волосках в ноздрях этого странного чудовища, чуть заметно вздрагивающего на своих восьми паучьих, подбитых резиной лапах.
Задание № 11. Выпишите грамматическую основу предложения.
Мысль, внезапно сверкнувшая у него в мозгу, заставила его остановиться, швырнула его наземь.
Задание № 12. Выпишите грамматическую основу предложения.
Лунный свет коснулся его скул, глубоких морщинок нахмуренного лба, отразился в глазах, образуя в каждом крошечное серебряное бельмо.
Задание № 13. Выпишите грамматическую основу предложения.
И всё кружится, несётся, бурной, клокочущей рекой устремляется сквозь ночь навстречу утру...
Задание № 14. Выпишите грамматическую основу предложения.
Три пустые стены гостиной были похожи теперь на бледные лбы спящих великанов, погружённых в тяжкий сон без сновидений.
Задание № 15. Выпишите грамматическую основу предложения.
Голос его проносился над пустыней, ударялся в белую пустоту, звенел в раскалённом воздухе над головами сидящих женщин.