Русский язык - Полный справочник для подготовки к ЕГЭ
ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ С КОММЕНТАРИЯМИ
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1—А30) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) донИзу
2) вероисповЕдание
3) ворвалАсь
4) бАнты
Комментарий. Повторите раздел «Фонетика».
А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) ЭКСПОЗИЦИЯ старинных книг привлечёт внимание многих читателей и будет полезна не только детям, но и взрослым.
2) Его мучила ОТДЫШКА, слабость, повышенная утомляемость, и врач рекомендовал санаторно-курортное лечение.
3) К ноябрю требовалось ПРЕДСТАВИТЬ результаты исследования на заседании кафедры.
4) Председатель БЕЗАПЕЛЛЯЦИОННО заявил о недопустимости вступления в кооператив новых членов.
Комментарий. Это задание относится к лексическим. В нём могут быть представлены предложения, содержащие слова иноязычного происхождения, значение которых следует уточнять по словарю. В этом же задании можно встретить слова-паронимы. Повторите соответствующий материал из раздела «Лексика».
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) ихние дети
2) поток бурен
3) верха крыш
4) внемлют советам
Комментарий. Задание А3 проверяет знание норм образования грамматических форм слова (см. раздел «Языковые нормы»). Рекомендуется определить часть речи и повторить материал, связанный со слабой морфологической вариантностью этой части речи. Не полагайтесь только на интуицию, обращайтесь чаще к словарям.
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Выполнив упражнение для пресса,
1) у меня напряглись мышцы.
2) их описание поместили в сборник рекомендаций для тренеров.
3) тренер показал нам приёмы развития мышц голени.
4) получите следующую инструкцию у тренера.
Комментарий. Данное задание проверяет умение правильно включать в предложение деепричастный оборот. Порядок его выполнения такой:
1) повторите раздел «Языковые норы», в котором есть таблица «Нормы употребления деепричастного оборота»;
2) внимательно прочитайте задание, в частности все помещённые в него варианты ответа;
3) выберите те варианты, в которых есть подлежащие (в данном случае варианты 2 и 3);
4) проверьте, выполняет ли то действие, которое выражено деепричастием (выполнив — кто-то что-то выполнил!), один из субъектов, выраженных данными подлежащими; если да, то искомый вариант найден (в данном случае такого варианта нет, так как ни одно из подлежащих — инструкции и тренер — упражнения для пресса не выполняли);
5) найдите среди оставшихся предложение, в которое можно вставить подлежащее (например, определённо-личное, неопределённо-личное, неполное), вставьте подлежащее и проверьте, может ли оно выполнять добавочное действие, выраженное деепричастием (в нашем случае так и есть: в 4 варианте это подразумеваемое подлежащее ВЫ: вы выполнили упражнения и вы должны получить инструкцию у тренера — искомый вариант найден!);
6) если остались безличные предложения, в которые нельзя вставить подлежащее, то среди них надо выбрать такое, которое имеет смысл долженствования, инфинитив в составе сказуемого и не имеет косвенного указания на деятеля, например выраженного существительным или местоимением в Д.п. или Р.п. (например, в нашем случае это мог бы быть не предложенный в задании вариант «следует получить инструкции у тренера»).
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Санитар решил обеззаразить помещение и продезинфицировать инструменты.
2) Успех проекта обусловлен тем, что разработчики предусмотрели возможные риски и меры их предупреждения.
3) Несколько датчиков на пульте то мигало, то стабильно горело.
4) В кабинете у инструктора стоял цветок, подаренный ему коллегами и о котором он нежно заботился.
Комментарий. Повторите раздел «Языковые нормы», подраздел «Синтаксические нормы». Обратите внимание на то, что часто встречаются ошибки в предложениях с однородными членами, причастными оборотами, а также нарушения в составе словосочетаний, прежде всего, в управлении.
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения МОЖНО заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Автоматизация игрового процесса, начавшись с рулетки, в наши дни дошла до мощных игровых компьютеров, которые способны обеспечить невиданный ранее цифровой уровень виртуального развлечения.
2) Сегодня трудно себе представить, как можно было играть на махине величиной с гараж, которая общалась с человеком в основном посредством перфокарт и магнитной ленты.
3) Еще в 1961 году после появления настольных компьютеров величиной с холодильник была создана первая настоящая компьютерная игра «Космическая война», в которой имитировались боевые действия.
4) В 1983 выпустили портативный компьютер, у которого был цветной дисплей, а в 1986 году был продемонстрирован первый компьютерный анимационный ролик со звуковыми эффектами.
Комментарий. Проверяется умение использовать соотносительные синтаксические конструкции: определительную придаточную часть и причастный оборют.
В этом задании надо найти предложение из числа данных, в котором придаточную часть нельзя или можно заменить причастным оборотом. Такая замена невозможна в следующих случаях:
1) в придаточной части есть союзное слово который в косвенном падеже с предлогом или без предлога (кроме тех случаев, когда оно является прямым дополнением в В.п. без предлога): Дверь, в которую мы вошли, странно скрипела; если слово который стоите именительном падеже, то замена возможна: Мы вошли в дверь, которая странно скрипела (= в странно скрипевшую);
2) сказуемое в придаточной части выражено глаголом в будущем времени: Молодые педагоги, которые будут участвовать в конкурсе «Педагогический дебют», посетили мастер-классы опытных учителей (замена невозможна, так как причастие не имеет формы будущего времени);
3) сказуемое в придаточной части выражено глаголом в условном наклонении: Разработчикам проекта следовало рассчитать бюджет, который обеспечил бы рациональное использование денежных средств (замена невозможна, так как причастие не может выражать признак, появляющийся в результате нереального действия);
4) в главной части сложноподчинённого предложения есть указательное слово то, та, тех и т.п.: Это была та бабочка, которую мы недавно рассматривали на фотографии (нельзя сказать Это была та бабочка, рассмотренная нами на фотографии);
5) союзное слово который в придаточной части является дополнением в безличном предложении: Это были ёлочные игрушки, которые можно сделать своими руками (здесь говорится не о реальном, а лишь о возможном действии);
6) в придаточной части в качестве сказуемого использован такой глагол, от которого не образуется форма причастия нужного времени: Письмо, которое пишет мама, я должен отправить вечером (от глагола писать не образуется форма страдательного причастия настоящего времени).
Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.
(1)...(2) Впрочем, такой «изъян» внешности у него не единственный. (3) 3а задним краем головы спина кита образует ещё одну выпуклость. (4) Оба горба становятся ещё более видимыми, когда горбач ныряет: он сильно изгибает тело, выставляя над поверхностью воды холмообразную спину. (5) Горбач принадлежит к тому же семейству полосатиковых, к которому относится синий кит. (6) В этой компании он смотрится небольшим: длина крупных горбачей — 17—18 метров, обычный же размер взрослого горбатого кита — 12—14 метров, что составляет ровно половину синего.
(7) Горбатые киты довольно тихоходны, и может показаться, что речь идёт о крайне флегматичном существе. (8)... китобои прозвали горбача «весёлым китом»: среди сородичей такого размера горбачи наиболее склонны ко всякого рода подвижным играм.
А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Сигарообразное тело усатых китов отличается большой головой, которая значительно крупнее, чем почти у всех остальных китов.
2) Самая поразительная особенность гренландского кита — огромная голова, составляющая одну треть всей его длины.
3) Своё название кит-горбач получил из-за толстого спинного плавника, действительно напоминающего горб.
4) Наиболее ярко выраженная особенность кита- горбача — чрезвычайно длинные, узкие плавники, длина которых иногда составляет треть общей длины его тела.
Комментарий. Постарайтесь, внимательно прочитав все предложения, выделить первое, в котором автор вводит читателя в тему, даёт понять, о чём будет текст. Проанализируйте отношения между предложениями, вычлените те средства, с помощью которых одно предложение «прикрепляется» к другому (местоимения, лексические повторы, вводные слова, синонимы, союзы и др.).
А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в восьмом предложении?
1) однако
2) ведь
3) даже
4) только
Комментарий. В этом задании надо вставить в предложение союзы, частицы, вводные слова, которые определённым образом указывают на отношения между предложениями. Например, слова «однако», «но», «тем не менее» указывают на противопоставление; слова «таким образом», «итак» на итог рассуждения, вывод; «кроме того», «к тому же» на добавление и т.д. Проанализируйте отношения между соседними предложениями и вставьте недостающее слово.
А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) спина кита образует
2) оба горба становятся более видимыми
3) относится кит
4) горбачи склонны
Комментарий. Подходя к выполнению задания А9, повторите раздел «Синтаксис», обращая внимание на подразделы «Грамматическая основа предложения», «Второстепенные члены предложения» и «Типы односоставных предложений».
Выполняя задание на определение состава грамматической основы, надо помнить о следующем.
1) Предложенные варианты взяты из текста. Их нельзя выполнять, не обращаясь к тексту. Перечитайте ещё раз предложение, из которого они взяты.
2) В состав грамматической основы могут входить и подлежащее и сказуемое (двусоставное предложение) или только один главный член (односоставное предложение); иногда второй главный член формально отсутствует, но восполняется из предыдущего контекста (неполное предложение).
3) Грамматическая основа выражает минимальный смысл предложения, поэтому не надо выбирать варианты, где в состав предлагаемого выражения включены второстепенные члены (например, — инфинитив не входит в состав сказуемого, так как обозначает действие иных лиц и отвечает на вопрос о чём?); также не надо выбирать варианты, в которых смысл не выражен (например, ).
4) Неправильным будет выбор варианта, который включает не все однородные главные члены, имеющиеся в предложении.
5) В роли подлежащего могут выступать союзные слова, то есть относительные местоимения что, кто, который и др.: Вещи, что подороже, положили наверх.
6) В предложенных вариантах могут встретиться такие, в которых состав сказуемого представлен неполно.
7) В других случаях среди ошибочных вариантов могут быть такие, в которых состав грамматической основы расширен: подготовка велась в глубокой тайне (в состав грамматической основы включены второстепенные члены).
8) В безличном предложении дополнение, косвенно называющее деятеля, выдаётся за подлежащее: Мне показалось, что идёт дождь. Ошибка варианта грамматической основы в том, что местоимение или существительное в Д.п. не может быть подлежащим.
9) В качестве подлежащего неверно может быть названо обращение: Держись, мой мальчик: на свете два раза не умирать. Вариант мальчик держись не является грамматической основой, так как мальчик — это обращение, которое, как известно, не является членом предложения.
А10. Укажите верную характеристику четвёртого предложения текста.
1) простое осложнённое
2) бессоюзное сложное
3) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
4) сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью
Комментарий. 1) В этом номере требуется указать верную характеристику одного из предложений текста небольшого объёма. Следует повторить материал раздела «Синтаксис». Базовыми будут знания о грамматической основе предложения, односоставных и двусоставных предложениях, осложнённом предложении, видах сложного предложения. Для выполнения задания надо проанализировать предложение, начинать следует с выделения грамматических основ, чтобы проверить, простое это предложение или сложное.
2) При анализе предложения всегда обращайте внимание на знаки препинания, союзы и союзные слова. Помните, что сочинительные союзы могут соединять как части СПП, так и однородные члены предложения. Если с помощью сочинительного союза соединяются однородные члены, то при характеристике предложения такая сочинительная связь не учитывается: Поезд стоял, было довольно многолюдно и суетливо, но тоже как-то захолустно (И.Б.) — это предложение сложное бессоюзное, а не с сочинительной и бессоюзной связью, т.к. сочинительные союзы и, но здесь соединяют не части сложного предложения, а однородные члены.
3) Если в состав СПП входят односоставные предложения или подлежащее повторяется, то его часто путают с простым предложением с однородными членами: Гулливер был моряк, и он был англичанин, и он ушёл в своё плавание к берегам Лилипутии из славного порта Бристоля (М.В.) — СПП, состоящее из трёх частей, так как в каждой есть свои подлежащие и сказуемые, даже если при этом в качестве подлежащего выступает наименование одного и того же субъекта.
4) Если в сложноподчинённом предложении есть однородные придаточные, соединённые сочинительными союзами или без союзов (интонацией), то в целом это предложение должно характеризоваться как СПП, а не как предложение с разными видами связи: [Но грустно думать], (что напрасно была нам молодость дана), (что изменяли ей всечасно), (что обманула нас она)... (А.П.)
5) При анализе предложения с однородными придаточными следует учитывать, что у них может быть общим подчинительный союз или союзное слово. В подобных случаях отсутствие союза или союзного слова перед вторым придаточным затрудняет опознавание предложения с однородным соподчинением придаточных: [Третий звонок так неожиданно и резко ударил по сердцу], (что Митя ринулся с площадки вагона как безумный) и (так же безумно, с ужасом кинулась к нему навстречу Катя).
6) Иногда в СПП комбинируются разные виды подчинения: Когда бричка выехала со двора, он (Чичиков) оглянулся назад и увидел, что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет (Н.Г.). Это сложноподчинённое предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.
7) Придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному при помощи частицы ли, употреблённой в значении союза: Она спросила, не будет ли у меня лишней ручки.
А11. Укажите предложение, в котором есть собирательное числительное.
1) 2
2) 3
3) 4
4) 6
Комментарий. Задание требует знаний о частях речи. Повторите раздел «Морфология». При определении части речи опирайтесь на совокупность признаков: общее грамматическое значение (предмета, признака, действия, количества и т.д.), морфологические признаки (род, время, падеж, неизменяемость и т.д.), роль в предложении. Имейте в виду, что слово может переходить из одного разряда в другой: Привезли книги в количестве тысячи (числ.) экземпляров. В кармане лежала тысяча (сущ.); Мать сидела на диване, ребёнок играл около (пред л.) неё. Мать сидела на диване, ребёнок играл около (нар.); Танцующие (прич.) вальс пары кружились. Танцующие (сущ.) кружились. Обязательно учитывайте особенности использования слов в контексте.
А12. Укажите значение слова ИГРЫ в предложении 8.
1) празднества
2) забавы
3) проделки
4) спортивные соревнования
Комментарий. Задание проверяет знание лексического значения слов и умение определять его в контексте. Учитывайте, что слова бывают многозначными, могут употребляться в переносном значении. Следовательно, необходимо определять значение слова только в контексте.
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?
Ю(1)ый меха(2)ик, обуче(3)ый опытным наставником, одним перочи(4)ым ножом в счита(5)ые секунды устранил незначительную неисправность
1) 3, 4;
2) 2, 3, 4;
3) 1, 4, 5;
4) 3, 4, 5.
Комментарий. Проверяется умение писать имена существительные, полные и краткие имена прилагательные и причастия, наречия с Н или НН. Повторите соответствующие темы раздела «Орфография». Начните с постановки вопроса к слову, что поможет определить часть речи. Обратите внимание на форму имён прилагательных и причастий (полная или краткая). Повторите все списки исключений.
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) скверн..словие, оч..рк, нар..дить
2) опл..шиветь, м..нимализм, по..сница
3) обсч..таться, т..гучий, предл..жение
4) исс..ня-чёрный, к..вычки, диаг..наль
Комментарий. В представленных списках слов могут встречаться такие, в которых пропущенная буква является проверяемой безударной гласной корня, непроверяемой безударной гласной («словарное слово»), чередующейся гласной. Повторите тему «Гласные в корнях с чередованием». Исключите те ряды, в которых встречаются слова с чередованиями в корнях и словарные слова. Убедитесь, что в выбранном ряду к каждому слову можно подобрать проверочное. Проверьте, относится ли пропущенная буква к корню слова.
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) на..писать, пре..шествовать, о..бить
2) раз..ярённый, меж..ярусный, нев..ющиеся
3) радиопр..ёмник, пр..данья, пр..подать
4) без..скусный, небез..нтересный, об..ск
Комментарий. Этот номер может содержать задания, связанные с орфограммами «Приставки, которые пишутся всегда одинаково», «Приставки пре- и при-», «Приставки, оканчивающиеся на -3 и -С», «Буквы И-Ы после приставок, оканчивающихся на согласный», «Слова с разделительными Ъ и Ь». Повторите способы проверки соответствующих орфограмм в разделе «Орфография». Определите, какому правилу подчиняются написания в каждой строке. Руководствуясь данным правилом, проверьте каждое написание. Помните, что некоторые из приставок проверить нельзя, их нужно запоминать.
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) записыва..т лекцию, взлеле..ннный родителями
2) обид..вшийся на всех, привлека..мый к исполнению
3) приглад..вший вихры, завис..т от обстоятельств
4) выеме..т соседа, рассматрива..т образец
Комментарий. В данном задании проверяется умение писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий настоящего и прошедшего времени. Поэтому ключевыми действиями будут определение части речи (глагол или причастие) и времени. Помните, что для выбора окончания глагола настоящего и будущего времени и суффикса причастия настоящего времени необходимо знать спряжение глагола, а для проверки гласной в причастии прошедшего времени достаточно знать, какая буква пишется в инфинитиве, от которого образовано причастие, перед суффиксом -ть. Повторите соответствующие темы раздела «Орфография». Проверьте, не является ли слово исключением, не относится ли к списку смешиваемых случаев.
А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
A. топл..вный
Б. намереваться
B. завал..нка
Г. заболевать
1) Б, Г
2) А, Б, Г
3) В
4) А, В
Комментарий. Задание требует знания орфограмм суффиксов различных частей речи: имён существительных, имён прилагательных, глаголов. Суффиксы инфинитивов следует проверять по словарю и запоминать. Для проверки суффиксов других частей речи повторите соответствующие темы раздела «Правописания суффиксов различных частей речи».
А18. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется слитно?
1) Родители (не)нарадуются успехам сына в спорте;
2) «Никак (не)возможно...» — робко проговорил крестьянин;
3) Ни для кого (не)интересные романы пылятся в магазине;
4) Лето было (ни)жаркое, (ни)холодное.
Комментарий. Задание проверяет умение писать слитно или раздельно приставки и частицы НЕ и НИ со словами различных частей речи. Помните, что НИ может писаться слитно только с отрицательными местоимениями (никто, никакой и т.д.), со словами иных частей речи данная частица всегда пишется раздельно. Проверяя написание НЕ, убедитесь, что данное слово без НЕ употребляется (не употребляется), проверьте, нет ли противопоставления с союзом А, а потом определите часть речи и воспользуйтесь соответствующим правилом (см. раздел «Частица НЕ с разными частями речи»).
А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО?
1) (И)ТАК, решено взять нарушителя дисциплины (НА)ПОРУКИ.
2) (НЕ)ВЗИРАЯ на то что дорога шла (ПОД)УКЛОН, идти было трудно.
3) (В)ВИДУ недостатка времени нам предстоит побеспокоиться (НА)СЧЁТ транспорта.
4) Он жил не (ЗА)СЧЁТ чужого труда, а (НА)РЕДКОСТЬ много работал сам.
Комментарий. В этом задании встречаются слитные, раздельные и дефисные написания наречий, предлогов, союзов, частиц. Определите часть речи, уделяя особое внимание разграничению союзов и предлогов и соотносимых с ними самостоятельных частей речи: местоимений, наречий, имён существительных и т.д. (например, чтобы союз и что бы местоимение с частицей). Повторите соответствующие правила в разделе «Орфография».
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
И волжские закаты и первые весенние жёлтые тюльпаны в степи, и походы с песнями у костра, уютная школа и милые сердцу друзья — вот что помнила мама о своём саратовском детстве.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Комментарий. В этом задании требуется определить, простым или сложным является предложение (повторите раздел «Синтаксис», темы «Однородные члены предложения», «Односоставные предложения» и «Сложносочинённое предложение»). Начните с определения грамматических(ой) основ(ы). Далее необходимо выяснить, ставится ли запятая в предложении данной структуры. Если в предложении союз соединяет однородные члены, то обратите внимание на количество союзов в данном ряду однородных членов. Помните, что в ССП между частями запятая не ставится, если есть общий элемент (второстепенный член, придаточная часть и т.д.) или однотипная структура (два побудительных предложения, например). Повторите раздел «Пунктуация», темы «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» и «Знаки препинания в сложносочинённом предложении».
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В нескольких шагах от Чика (1) упруго щёлкая верёвкой (2) прыгала через скакалку девочка Ника. Длинные ноги её однообразно пригарцовывали (3) сверкая белыми тапочками (4) а жёлтый сарафан всё время колыхался, а (5) иногда (6) вдруг напузыриваясь (7) приобретал сходство, впрочем, довольно жалкое, с парашютом. (Ф.И.)
1) 1, 2, 3, 4, 6, 7
2) 3, 4, 5, 7
3) 1, 2, 4
4) 1, 3, 4, 6
Комментарий. В задании А21 представлены простые предложения, осложнённые обособленными второстепенными членами: согласованными определениями, выраженными причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, несогласованными определениями, приложениями, обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами и др. Следует начать работу над заданиями подобного рода с повторения соответствующих тем раздела «Синтаксис» («Осложнённое простое предложение») и «Пунктуация» («Обособление определений», «Обособление приложений», «Обособление обстоятельств»). Выявите, есть ли в предложении обособленный фрагмент, установите его границы и место расположения относительно того слова, к которому он относится, определите его синтаксическую роль и с опорой на конкретное правило расставьте знаки препинания.
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Она звонила теперь каждый день, подолгу разговаривала с Верой Александровной про жизнь (1) вообще (2) и про Шурика (3) в частности. (Л.У.) Там, на большом красном сундуке, валялся мой Поликарп и (4) по обыкновению (5) читал какую-то книгу. (А.Ч.)
1) 1, 2, 3, 4, 5
2) 1, 2, 3
3) 3, 4, 5
4) 4, 5
Комментарий. А22 проверяет знание вводных слов, умение отличать их от членов предложения и выделять на письме запятыми. Повторите разделы «Синтаксис» (тема «Предложения с вводными конструкциями») и «Пунктуация» (тема «Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями»). Чтобы отличить вводные слова от служебных слов и членов предложения, обратите внимание на значение языковой единицы и наличие/отсутствие грамматической связи, средствами которой выступают союзы, частицы, окончания. При повторении правил обособления вводных слов обратите внимание на то, что в начале и на конце обособленных оборотов вводные слова выделяются вместе с оборотом, но не отделяются от него.
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
1) Александр отлично знал о своей некрасивости и никогда в этом смысле не позволял себе ни заблуждений, ни мечтаний. (А.К.)
2) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет (И.Г.)
3) Я не имею права продавать их при его жизни хотя могу их закладывать как в казну так и в частные руки (А.П.)
4) В товарищи себе мы взяли булатный нож да тёмну ночь (А.П.)
Комментарий. Задание проверяет знание однородных членов предложения и умение разделять их запятыми. Повторите разделы «Синтаксис», тему «Однородные члены предложения», и «Пунктуация», тему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами». Обратите внимание на союз, соединяющий однородные члены. К особо сложным случаям относятся примеры с повторяющимися союзами, соединяющими однородные члены в пары, и с двойными градационными союзами (например, как..., так и ...). Помните, что фразеологизмы и устойчивые сочетания слов не считаются однородными членами и запятыми не разделяются.
А24. Как объяснить постановку тире в данном предложении (строки 3, 4, 5)?
...Пташка малая,
А ноготок востёр!
Дыхну — с ладони скатишься,
Чихну — в огонь укатишься,
Щёлкну — мертва покатишься,
А всё ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика! (Н.Н.)
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Комментарий. Внимательно перечитайте тему «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» (см. раздел «Пунктуация»). Обратите внимание на то, что знак препинания, разделяющий части БСП, зависит от отношений между этими частями. Определите отношения между частями данного предложения. В задании А24 также могут встретиться предложения, осложнённые однородными членами и обобщающим словом, в которых в зависимости от порядка слов могут стоять тире или двоеточие, а также неполные простые предложения с тире на месте пропуска сказуемого. Следовательно, надо проанализировать строй предложения, определить характер отношений между его частями и установить пунктуационное правило, регулирующее указанный знак.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ещё одно чудо (1) которое заставляет серьёзно задуматься (2) — это знаменитая карта Герарда Меркатора (3) составленная на основе каких-то древних сведений (4) происхождение которых (5) уходит в далёкие века и тысячелетия. (Г.Р.)
1) 1, 2, 3, 4, 5
2) 1
3) 1, 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
Комментарий. Задание проверяет умение ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Повторите соответствующую тему в разделе «Пунктуация». Выполните анализ данного предложения: найдите грамматические основы, определите границы между частями. Помните, что части сложноподчинённого предложения могут быть осложнёнными.
А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мы решили (1) что нам уже нельзя больше оставаться в этом городе (2) и что (3) когда я добуду немного денег (4) то мы переедем куда-нибудь в другое место. (А.Ч.)
1) 1, 2, 3
2) 1, 3, 4
3) 3,4
4) 1,4
Комментарий. В этом задании представлено сложное предложение с разными видами связи. Повторите разделы «Синтаксис» (тема «Сложные предложения с разными типами связи частей»), «Пунктуация» (тему «Знаки препинания в сложном предложении»). Особое внимание уделите правилам постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными (в том числе, с однородным соподчинением придаточных частей) и СПП со «стыком союзов». Будьте внимательны при выделении грамматических основ и определении границ частей сложного предложения. Если в предложении есть подчинительная связь, установите, как части связаны между собой, какая часть от какой зависит.
А27. Прочитайте текст.
На первый взгляд кажется, что перья покрывают тело птицы сплошь, однако это не так. Перш растут лишь на определённых участках, которые разделены оголёнными или прикрытыми только пухом участками кожи. Поэтому шкурка птицы чем-то напоминает дешёвую шубу, сшитую из полосок меха, перемежающихся полосками кожи.
Теплоизоляция и обеспечение возможности полёта — жизненно важные, но отнюдь не единственные функции оперения. Характерная окраска оперения позволяет птицам распознавать особей своего вида и отличать самцов от самок. Птицы могут весьма недвусмысленно выражать целую гамму эмоций с помощью характерных поз, особую выразительность которым придаёт взъерошенное или плотно прижатое к телу оперение или его отдельные участки.
Не менее важна в жизни птиц и маскировочная роль оперения, окраска которого позволяет им буквально растворяться на фоне окружающего ландшафта и растительности.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) На первый взгляд кажется, что перья покрывают тело птицы сплошь, однако это не так. Перья растут лишь на определённых участках, которые разделены оголёнными или прикрытыми только пухом участками кожи;
2) Теплоизоляция и обеспечение возможности полёта — жизненно важные, но отнюдь не единственные функции оперения;
3) В жизни птиц важна маскировочная роль оперения, окраска которого позволяет им буквально растворяться на фоне окружающего ландшафта и растительности;
4) Перья, растущие на определённых участках и разделённые оголёнными или прикрытыми только пухом участками кожи, служат для теплоизоляции, маскировки, обеспечения полёта, выражения эмоций и распознавания своего вида.
Комментарий. Выполнение данного задания требует информационной обработки письменных текстов различных стилей и жанров. Важно заметить, что «главная информация» не приравнивается к основной мысли текста. Главная информация — это знания, заложенные в текст, без подробностей и деталей. Исключите второстепенную информацию, детали.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8.
(1) Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — Родина?
(2) Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. (3) Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. (4) Слушал, как бьют часы. (5)Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. (6) Мимо торопливо шли люди. (7) Было удивительно: как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? (8) В те времена в Кремль не пускали. (9) Я дождался, пока открылась дверь у решётки Василия Блаженного. (10) Запомнились камни на узкой лестнице: сколько людей прошло!
(11) Потом я много раз бывал у Кремля. (12) Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.
(13) Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? (14) Скажу сейчас об удивительном факте. (15) Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. (16) Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «(17) Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «(18) Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. (19) Вам поручаем сделать обмеры...» (20) У меня тогда комок в горле застрял.
(21) Не мог говорить, не мог сразу поверить... (22) В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. (23) Не сломали...». (24) Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. (25) Древние зодчие, живописцы и плотники своё умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. (26) Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
(27) И нельзя медлить. (28) Бережного отношения требует всё: старинные постройки, народные ремёсла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. (29) При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей.
(30) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. (31) Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом Отечество. (32) Любить Отечество невозможно заставить декретом. (33) Любовь надо воспитать.
(По В. М. Пескову)
* Василий Михайлович Песков (1930 — 2013) — писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 годы.
А28. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
1) Перед началом дела надо подумать, как следует лучше его начинать.
2) Все великие дела складываются из малых.
3) Приступая к серьёзным делам, надо взвесить свои силы.
4) Мы должны помнить свою историю.
Комментарий. Перечитайте фрагмент текста, содержащий указанное предложение. Определите значение всех слов и выражений, входящих в предложения. Помните, что в предложении слова могут приобретать новые смыслы. Попытайтесь понять подтекст, поставьте себя на место автора. Повторите раздел «Речь, текст».
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложении 26 дан вывод, к которому подводят суждения, высказанные в предложениях 24, 25.
2) В предложениях 27—29 представлено рассуждение.
3) Предложения 30 — 31 включают описание.
4) Предложения 2 — 10 содержат повествование.
Комментарий. Задание проверяет умение определять функционально-смысловые типы речи: повествование, описание и рассуждение. Повторите раздел «Речь, текст» (тема «Типы текстов»). Определите принадлежность текста к конкретному типу не на основании одного признака, а суммировав несколько признаков: цель автора, способ изображения мира, модель текста, особенности языкового оформления. Задайте вопрос к тексту.
А30. Какое слово, использованное в тексте, относится к разговорным?
1) получка (предложение 2)
2) кирпич (предложение 4)
3) обмеры (предложение 19)
4) утварь (предложение 28)
Комментарий. Проверяется знание лексического значения слов и умение определять его с учётом контекста, а также умение относить слово к определённому пласту русской лексики в зависимости от отношения его к другим словам (синонимы, антонимы, устаревшие слова). Кроме того, проверяется умение определять стилистическую окраску слов (слова книжные, разговорные, нейтральные). Обязательно выполняйте задание с опорой на контекст, так как именно в контексте лексическое значение слова становится очевидным. Повторите раздел «Лексика».
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1—В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведённым в бланке образцами.
Ответы к заданиям В1—В3 запишите словами.
В1. Из предложений 5—10 выпишите слово(а), образованное(ые) приставочным способом.
Комментарий. Проверяется знание способов образования слов и умение их определять. Повторите разделы «Морфемика» и «Словообразование». Чтобы правильно определить способ образования слова, подумайте, из каких морфем оно состоит, от какого слова образовано. Сравните морфемный состав производящего слова и производного. Определите, с помощью какой морфемы (морфем) слово образовано от производящего. Помните, что существуют также неморфологические способы образования слов, например переход из одной части речи в другую.
В2. Из предложений 21—26 выпишите частицы. Комментарий. Задание требует знаний о частях речи. Повторите раздел «Морфология». При определении части речи опирайтесь на совокупность признаков: общее грамматическое значение (предмета, признака, действия, количества и т.д.), морфологические признаки (род, время, падеж, неизменяемость и т.д.), роль в предложении. Имейте в виду, что слово может переходить из одного разряда в другой. Обязательно учитывайте особенности использования слов в контексте. Задание чаще всего имеет множественный ответ, поэтому, обнаружив одно слово указанной части речи, проверьте обозначенный в задании фрагмент текста до конца. Особое внимание уделите служебным частям речи.
В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании МИРОМ ПРИРОДЫ (предложение 31).
Комментарий. Повторите раздел «Синтаксис» (тема «Словосочетание»). Формулировка задания, связанного с различением видов подчинительной связи слов в словосочетании может быть 2 типов.
Тип 1: определи вид подчинительной связи слов в словосочетании.
В этом случает надо выполнить следующие действия:
1) найти главное слово и зависимое;
2) определить, относится ли зависимое слово к неизменяемым: если да, то это примыкание. Например, бежать быстро (быстро — наречие, оно не изменяется), мечта выспаться (выспаться — инфинитив, не изменяется);
3) если зависимое слово изменяется, то это согласование или управление, а значит, надо задать вопрос от главного слова к зависимому;
4) если это падежный вопрос, то перед нами управление; можно убедиться в этом и изменив главное слово: форма зависимого останется прежней. Например, гордиться сыном (гордимся сыном, гордилась сыном, будут гордиться сыном);
5) если вопрос не падежный, то это согласование, что можно проверить, если изменить форму главного слова (число или падеж) и увидеть, что форма зависимого слова тоже меняется. Например, гранатовый браслет (нет браслета гранатового, браслету гранатовому).
Тип 2: из предложений 12 — 14 выпиши подчинительное словосочетание со связью ... (согласование, управление, примыкание).
Чтобы правильно выполнить это задание, в первую очередь надо найти грамматическую основу, её выписывать нельзя, т.к. это не словосочетание. Следует отбросить и другие сочетания слов, которые не являются словосочетаниями. Далее надо иметь в виду особенности главного и зависимого слова в словосочетаниях с разными видами подчинительной связи, а также специфику их взаимодействия.
Если надо найти согласование, то можно предпринять следующие действия:
1) вычленить пару(ы) слов со значением «предмет и его признак» (по форме, цвету, действию, принадлежности, порядковому номеру и т.п.);
2) задать вопрос от главного слова к зависимому, убедиться в том, что это не падежный вопрос, а зависимое слово является изменяемым;
3) проверить, что при изменении формы главного слова (числа или падежа) форма зависимого слова тоже меняется.
Если в задании просят найти управление, то надо:
1) найти слово, которое отвечает на падежный вопрос: оно будет зависимым;
2) найти подходящее по смыслу слово, от которого задаём вопрос к данному: оно будет главным;
3) убедиться в том, что при изменении главного слова форма зависимого останется прежней.
Если надо найти примыкание, то:
1) ищем неизменяемое слово (наречие, инфинитив, не входящий в состав сказуемого, деепричастие, или притяжательное местоимение его, её, их, или сравнительную степень прилагательного) (оно должно быть зависимым);
2) находим подходящее по смыслу слово, от которого задаём вопрос к данному: оно будет главным.
Ответы к заданиям В4—В7 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 11—20 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
Комментарий. Повторите раздел «Синтаксис» (тема «Предложения двусоставные и односоставные»). Обратите внимание, какое предложение по числу грамматических основ (простое или сложное) надо найти. В указанном отрывке выделите только предложения данного типа. Найдите их грамматические основы. Из данных предложений отберите те, в составе которых есть односоставные предложения. Обращая внимание на способ выражения главного члена и другие признаки односоставных предложений, выберите вариант, соответствующий заданию. Если грамматическая основа выражена сказуемым, весьма удобно воспользоваться приёмом подстановки местоимения-подлежащего для определения типа односоставного предложения: если подходит я, мы, ты, вы — определённо-личное, они, какие-то люди — неопределённо-личное, любой, всякий — обобщённо-личное, а если невозможно подставить подлежащее-местоимение, то это безличное предложение.
В5. Среди предложений 11—20 найдите предложение(ия), осложнённое(ые) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
Комментарий. В задании В5 представлены простые предложения, осложнённые обособленными второстепенными членами: согласованные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, несогласованные определения, приложения, обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и др. Могут встречаться и задания, связанные с обнаружением в предложении единиц, грамматически не связанных с другими членами предложения (вводных конструкций, сравнительных оборотов, обращений). Следует начать работу над заданиями подобного рода с повторения соответствующих тем раздела «Синтаксис» («Осложнённое простое предложение»). Выявите, есть ли в предложении обособленный фрагмент, установите его границы и место расположения относительно того слова, к которому он относится, определите его синтаксическую роль, задав вопрос от определяемого слова. Обращаем внимание на то, что к элементам, грамматически не связанным с другими членами предложения (вводным конструкциям, сравнительным оборотам, обращениям), вопрос задать нельзя. Их следует определять, исходя из их функции в предложении. Не путайте обособленные обстоятельства и определения с придаточными частями сложноподчинённого предложения, а вводные конструкции — со вставными.
В6. Среди предложений 1—12 найдите сложное(ые) бессоюзное(ые) предложение(я). Напишите номер этого(их) сложного(ых) предложения(ий).
Комментарий. Повторите соответствующую тему в разделе «Синтаксис». Задание проверяет умение определять сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, в том числе сложноподчинённые предложения с разными типами придаточных частей, с несколькими придаточными (с однородным и неоднородным соподчинением и последовательным подчинением придаточных). В этом задании может быть представлено сложное предложение с разными видами связи. Повторите раздел «Синтаксис» (тема «Сложные предложения с разными типами связи частей»). Проанализируйте указанные предложения и выберите из них сложные. Отметьте их грамматические основы, определите границы частей и отношения между их частями. Помните, что в СПП от главной части к придаточной можно задать вопрос и с учётом этого вопроса определить тип придаточного. На основании такого анализа выделите среди сложных предложений, встречающихся в указанном фрагменте текста, соответствующие заданию.
В7. Среди предложений 27 — 33 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
Комментарий.
1) Выполняя задание, связанное с определением средств связи предложений в тексте (В7), надо внимательно перечитать тот фрагмент текста, в рамках которого следует найти предложение.
2) Средства связи могут комбинироваться. Не нужно выбирать то предложение, где средств связи несколько, если просили найти одно.
3) Названные средства могут стоять не в абсолютном начале предложения, могут «прятаться» в середине: Влияние Пушкина как поэта на общество было ничтожно. Общество взглянуло на него только в начале его поэтического поприща, когда он первыми молодыми стихами своими напомнил было лиру Байрона (Н.Г.).
4) Если в предложении есть личное местоимение, то оно далеко не всегда является средством связи этого предложения с предыдущим: Во дворе хозяйского дома жил дикий ротвейлер Барон. Я дрожала, когда игла милю будки (личное местоимение я не связывает данные предложения, так как не заменяет собой никакое слово из первого предложения).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В8. «В. Песков вводит читателя в проблематику текста и выражает свою позицию с помощью (А) _______ (предложение 1 и последующие), привлекает внимание к смысловым центрам, применяя (Б) _______ (предложения 7,13). Образность высказыванию придают (В) _______ (предложения 22, 30). Основная мысль текста становится более яркой благодаря (Г) _______ (предложения 32 и 33)».
Список терминов:
1) эпитет
2) вопросно-ответное единство
3) ирония
4) метафора
5) разговорная лексика
6) диалектизм
7) антитеза
8) градация
9) риторический вопрос
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Комментарий. Задание В8 требует оценки выразительной стороны текста. Повторите раздел «Речь. Текст». Обратите внимание: формулировка рецензии содержит прямые отсылки к предложениям текста. Их не стоит игнорировать, полагаясь на интуицию, даже тогда, когда наряду с ними приведены примеры и выдержки из исходного текста. Роль слова, выражения проявляется именно в контексте, поэтому важно вдумчиво прочитать ещё раз нужный отрывок, оценить «окружение» слова, и тогда передаваемое им значение станет более явственным.
Следующий шаг в выполнении задания В8 представляет собой внимательное изучение предложенного разработчиками списка терминов. Термины, включённые в список, называют те языковые единицы, которые способствуют точной и выразительной передаче информации, в том числе наименования фигур и тропов речи. Задача состоит в том, чтобы вычленить из списка именно те термины, которые восполняют пропуски в рецензии. Для этого нужно установить следующее соотношение: какая характеристика текста отражается в каждой фразе рецензии или приведённом примере — какое средство служит для выражения данной характеристики текста (фонетическое, лексическое, синтаксическое и др.) — как называется это средство.
Выбор термина из ряда предложенных требует умения классифицировать понятия. Известно, что выразительность русской речи создаётся за счёт особой мелодики, использования выразительных возможностей фонетической системы языка, подбора слов, фразеологических сочетаний, синтаксических конструкций. Поэтому рационально, прочитав список терминов, вычленить среди них группы, включающие: 1) фонетические средства выразительности (например, аллитерация, ассонанс); 2) словообразовательные средства выразительности (например, использование слов с суффиксами субъективной оценки: -очк-, -еньк-, -ищ- и др.): 3) лексические средства выразительности (экспрессивно окрашенные слова, тропы речи, слова, ограниченные в употреблении); 4) средства, представляющие специфику синтаксического строя текста (ряды однородных членов, неполные предложения и др.); экспрессивного синтаксиса (инверсия, риторический вопрос и др.). Такая группировка поможет более осмысленно соотнести текст рецензии и не ошибиться в выборе.
Часть 3
Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Комментарий. Анализ формулировки задания и критериев его оценки позволяет вычленить мыслительные действия, которые следует совершить при подготовке сочинения:
1) определить тему текста, его основную мысль, понять его проблематику, вычленить и сформулировать одну из проблем;
2) прокомментировать проблему;
3) понять позицию автора и чётко её сформулировать;
4) выразить согласие или несогласие с автором;
5) сформулировать собственную позицию;
6) аргументировать собственное мнение, привести доводы, опираясь на знания, личный жизненный и читательский опыт;
7) композиционно оформить сочинение, придать ему цельность и связность, продумать последовательность изложения и разбиение текста на абзацы;
8) позаботиться о речевом оформлении текста, подобрать слова и выражения, грамматические конструкции;
9) обеспечить соблюдение орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, этических норм в тексте сочинения;
10) обеспечить фактическую точность как при интерпретации исходного текста, так и при подаче фонового материала;
11) соблюдать заданный объём сочинения 150 — 300 слов (с учётом служебных).
Повторите раздел справочника «Речь. Текст» (тема Сочинение на основе исходного текста»).