СОЧИНЕНИЕ НА ОСНОВЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

Русский язык - Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

СОЧИНЕНИЕ НА ОСНОВЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

Формулируем проблему исходного текста

Первая задача пишущего — правильно понять проблематику текста и не допустить фактических ошибок при формулировании одной из проблем. Если проблематика текста охватывает ряд проблем, то следует выбрать из них одну, которая является более интересной, по которой сформирована собственная позиция. Возможно, что в тексте рассматривается главная проблема, а ещё ряда проблем автор лишь касается. Выбор в таком случае остаётся за экзаменуемым, однако не следует выбирать ту проблему, которая лишь косвенно связана с текстом. Надо выбирать проблему для рассмотрения так, чтобы у проверяющего не было сомнения в том, что экзаменуемый правильно понял исходный текст.

Формулировка проблемы должна быть предельно понятной. Иногда экзаменуемые расширяют или сужают проблему. Часто это связано не с тем, что они не поняли проблему, а с тем, что не сумели её правильно сформулировать. Попробуем сформулировать проблемы исходного текста.

Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется.

Заметьте: если вы спросите у кого бы то ни было, сколько времени идти до такого-то места, никогда вам не скажут больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти туда минут двадцать пять, значит, знайте, что на самом деле вы затратите на дорогу не меньше сорока.

Но ещё более это заметно на другом. «Я приду через пять минут», — говорит человек. Будьте уверены, что он придёт в лучшем случае через 15, хотя, когда он говорил, ему казалось, что он придёт именно через пять.

Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам кажется.

(В. Солоухин)


Тема текста

Формулировки проблем

Точная

Узкая

Широкая

Время

Восприятие времени человеком

Почему люди опаздывают

Человек и время


Из таблицы видно, что при формулировании проблем текста В. Солоухина можно допустить ошибку: сузить или расширить формулировку проблемы.

Фактическая ошибка при формулировании проблемы может быть связана с неверным пониманием текста. Опасность искажённого понимания текста возрастает тогда, когда в нём широкий подтекст, для осознания которого необходимо либо в отдельных случаях умение вскрывать аллегорию, либо владение широкими знаниями. Без этого экзаменуемый искажает смысл текста и ошибается в формулировке проблемы. Например, обратимся к другому тексту В. Солоухина:

Доктор Кох, в обязанности которого входило лечить обывателей небольшого городка, сидел за перегородкой, никого к себе не пускал, и сам не выходил навстречу.

К нему приходили с насморком, с грыжей, с нарывом, с флюсом, с мигренью, с болью в животе. «Ступайте прочь, оставьте меня в покое!» — говорил он им, и на первый взгляд это казалось чудовищной бестактностью, жестокостью, возмутительным высокомерием. Обыватели вправе были возмущаться доктором, который не хочет лечить их флюсы, грыжи и насморки.

Но однажды доктор вышел и вынес людям «палочку Коха».

Для понимания проблемы текста надо знать, что немецкий микробиолог Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза, так называемую палочку Коха. Неверно было бы считать проблемой текста «бестактность, жестокость, высокомерие», поскольку знание исторических фактов подсказывает, что выдающийся исследователь Кох дал миру гораздо больше, чем заботу о некотором круге больных. Проблема текста заключается, скорее, в создании условий для исследований, об отношении людей к тем, кто способен сделать научное открытие.


Способы формулирования проблемы

1. Проблемный вопрос: Почему люди не осознают своего счастья? Что определяет формирование человека: природные способности, воспитание или усилия человека?

2. С помощью существительного в Р.п.: проблема (кого? чего?) поиска смысла жизни; роли выдающейся личности в истории; отношение к труду и учению и т.п.

Формулировка проблемы текста может быть следующей:

— Прочитав текст В. Солоухина, я ещё раз убедился, что проблема условий для научных исследований была актуальна всегда.

— Проблема, которую хотел показать нам В. Солоухин, такова: общество не всегда создаёт условия, необходимые для научных исследований.

— Автор текста поднимает важную проблему: следует ли учёному-медику заниматься лечебной практикой, или ему надо создать условия для концентрации внимания на исследованиях.

— Я думаю, что проблема, поставленная автором, — это отношение общества к исследователям, которые могут дать нам нечто большее, чем простая каждодневная практика в небольшом городке.

— В этом тексте автор ставит проблему отношения людей к великим исследователям.


ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ


12. Прочитайте текст. Выделите и сформулируйте одну из проблем, поднимаемую автором.

Только чувство ответственности даёт силу художнику и удесятеряет его силы; только умственная атмосфера, родная ему, здоровая для него, может поднять личность до пафоса и высокого настроения, и только уверенность, что труд художника и нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами. И только такие картины будут составлять гордость племени, и современников, и потомков.

Человечество всегда дорожило теми художественными произведениями, где с возможной полнотой выражена драма человеческого сердца или просто внутренний характер человека. Часто изображения одного только характера бывает достаточно, чтобы имя художника осталось в истории искусства.

(И. Н. Крамской)


13. Прочитайте текст. Выделите и сформулируйте одну из проблем, поднимаемую автором.

Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы — так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.

Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба — награда человеку редкая и драгоценная. Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. Есть ли у меня такие друзья? Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь — любовью.

(В. Астафьев)


Комментируем сформулированную проблему исходного текста

Если комментарий проблемы заключается в её толковании, характеристике, то оценка этого комментария зависит от правильности понимания текста и умения в письменном виде высказать мнение относительно сущности проблемы. Комментарий показывает, насколько глубоко экзаменуемый понял проблему, смог увидеть аспекты, которые наметил автор, сумел проследить за ходом авторской мысли. Комментарий обнаруживает степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, знание той области, в которой лежит проблема. Комментарий во многом показывает не только правильность интерпретации текста экзаменуемым, но и его зрелость, умение осмыслять важные проблемы прошлого и современности.

Проблемы, о которых пишут авторы, существуют в реальной действительности. Они влияют на жизнь общества и членов. Иногда они даже определяют ход истории и направление в развитии человечества. В какие- то периоды существования человека в силу социально- экономических, культурных или других условий эти проблемы возникли как сложные вопросы, явления или разрывы между желаемым и действительным, и что-то поспособствовало их возникновению. В другие периоды эти проблемы сглаживаются, частично или полностью разрешаются. Люди могут найти ответ на сложный вопрос, разобраться со своими оценками или достичь желаемого. Ещё до автора кто-то пытался изучить или осмыслить проблему и описать её. Что-то побудило автора написать о данной конкретной проблеме. Из этого нашего небольшого рассуждения о проблемах текстов можно сделать выводы о том, что, комментируя проблему, описание её «существования» и характер можно разбить на две части.

1. Проблема «в жизни».

— Как проявляется проблема в жизни? Когда она возникла? С чем связано её возникновение?

— Актуальна ли эта проблема в наши дни? Почему она стала более актуальной в последнее время?

— Является ли эта проблема актуальной для всех, или она интересует узкий круг специалистов, людей с определёнными интересами, относящихся к некой социальной или возрастной группе?

— К какому типу более широких проблем относится данная проблема? Какие стороны можно в ней выделить?

2. Проблема в тексте.

— Почему автора привлекла данная проблема? Какие стороны проблемы автор рассматривает более детально и почему?

— Какие оценки даёт автор этой проблеме? Что именно пишет о проблеме автор?

При комментировании необходимо постараться проникнуть в авторский замысел и понять, что побудило его рассмотреть проблему. Возможно непосредственное обращение тексту и применение цитат. Однако чрезмерное цитирование или подмена комментария пересказом не допускаются и оцениваются О баллов.

Комментарий не должен уводить мысль пишущего от текста. Поэтому, описывая «проблему в жизни», не стоит углубляться в историко-культурные или иные факторы, породившие проблему. Их можно лишь кратко обозначить.

Ошибка экзаменуемого может заключаться в том, что он вычленяет одну проблему, а комментирует другую, поскольку не может сконцентрироваться на одном и невольно подменяет их или путается в понятиях.

Рассмотрим пример.

Исходный текст

Около тысячи лет назад в Киеве, при Ярославле Мудром, под сводами Софийского храма, была создана первая у нас библиотека. В ней трудились переводчики, писцы и художники. Много заморских книг тогда было переведено на славянский язык. Сначала книги переписывались в Киеве и Новгороде, а потом и в других местах Руси — Чернигове, Галиче, Суздале, Ростове Великом, во Владимире, Старой Рязани, и, наконец, книжный свет пришёл в Москву. Восторженная похвала книгам была создана в Киеве. Её повторяли несколько столетий подряд и помнят в наше время: «Велика бывает польза от учения книжного». Книги — «реки, напояющие вселенную» мудростью. В книгах — неисчётная глубина, ими мы в «печали утешаемся...»

Жизнь книги, как и жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибли при нашествиях врагов, в походах и странствиях, при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближался неприятель, люди уносили за надёжные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги. Книги укрепляли дух, утешали, вселяли надежду.

(Е. Осетров)


Фрагмент сочинения


Текст фрагмента

Блок

Замечания

Автор прочитанного мною текста, известный писатель и библиофил Евгений Осетров, говорит об истории возникновения книги и поднимает проблему отношения людей к книге в древние времена.

Исторический экскурс, предпринятый автором, интересен тем, что читающему текст даётся возможность понять, что испокон веку «велика бывает польза от учения книжного». Внимание автора привлекает исторический аспект проблемы, потому что история книги неразрывно связана с историей народа, её изучение позволяет увидеть истоки уважения к книге, которое оказывали ей образованные люди в любое время. Автор текста — истинный ценитель и знаток книг — рассматривая проблему, упоминает об интересных фактах, в частности о создании первой на Руси библиотеки в Софийском соборе Киева.

Возможно, побудило автора к этому посещение этого уникального места, но уж точно то, что любой прочитавший текст тут же испытает желание посетить Киев и побывать в святых для нас местах. Мне кажется, что проблема, которую поднимает автор, актуальна сегодня в свете того, что интерес к книге падает, особенно это заметно в среде молодёжи. Однако автор не морализирует, а пытается заинтересовать читателя, вызвать уважение к книге. Мое внимание привлекли цитируемые автором мысли древних мудрецов об отношении к книге и упоминание о том, что в минуту опасности люди всегда старались сберечь дорогие сердцу книги.

Формулировка проблемы








Комментарий проблемы

Названа тема, правильно сформулирована проблема.

Прокомментирована проблема отношения к книге, важность исторического подхода к рассмотрению проблемы, который применяет автор. Правильно понят моральный смысл текста и его воспитательное значение. Искажений смысла в тексте нет. О верной интерпретации текста говорят уместные ссылки на конкретные предложения. Экзаменуемый пытается понять причину интереса автора к данной проблеме. Возможно, улучшит текст изменение порядка предложений.


Неглубокое понимание текста может проявляться в том, что экзаменуемый воспринимает и комментирует только часть проблемы, поднятой автором, или характеризует проблему настолько поверхностно, что нельзя судить о её адекватном восприятии, либо даёт пересказ текста.

Ещё одна распространённая ошибка — подмена комментирования проблемы формулировкой собственной позиции. Например, комментируя проблему, сформулированную в виде вопроса «Что такое счастье?», экзаменуемый отвечает на поставленный вопрос, тем самым заявляя свою позицию. На наш взгляд, в этой части надо было рассуждать не об ответе, а о смысле этого вопроса, его важности для человека и интересе к нему во все времена.


ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ


14. Прочитайте текст. Выделите и сформулируйте одну из проблем, поднимаемую автором. Прокомментируйте проблему, используя некоторые из опорных фраз:

• Проблему (чего?) автор раскрывает на примере...

• Этот вопрос автор раскрывает, изучая...

• Рассматривая проблему (чего?) на примере..., автор с (иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что...

• Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность; новизну; актуальность и т.д.).

• Проблема актуальна особенно сегодня, потому что...

• Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд её интересных аспектов; её аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)

• На мой взгляд, автор одним из первых привлёк внимание читателя к....

• Автор даёт прямые оценки явлениям и событиям: ...

• Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя...

• Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.

• Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что...

• Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.

• Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.

• Автор обосновывает своё мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.

• Автор, осмысливая эту ситуацию, пишет, что....


Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я её понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живёт одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы торжественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонёк.

Смерть налетит, махнёт на него своим холодным широким крылом...

И конец!

Кто потом разберёт, какой именно в каждом из нас горел огонёк?

Нет! это не животное и не человек меняются взглядами...

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмётся пугливо к другой.

(И. Тургенев)


15. Прочитайте текст. Выделите и сформулируйте одну из проблем, поднимаемую автором. Прокомментируйте проблему, используя некоторые из опорных фраз:

• Проблему (чего?) автор раскрывает на примере...

• Этот вопрос автор раскрывает, изучая...

• Рассматривая проблему (чего?) на примере..., автор с (иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что...

• Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность; новизну; актуальность и т.д.).

• Проблема актуальна особенно сегодня, потому что...

• Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд её интересных аспектов; её аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)

• На мой взгляд, автор одним из первых привлёк внимание читателя к....

• Автор даёт прямые оценки явлениям и событиям: ...

• Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя...

• Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.

• Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что...

• Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.

• Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.

• Автор обосновывает своё мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.

• Автор, осмысливая эту ситуацию, пишет, что....


Русскому человеку свобода присуща как бы от природы. Она выражается в той органической естественности и простоте, в той импровизаторской лёгкости и непринуждённости, которая отличает восточного славянина от западных народов вообще и даже от некоторых западных славян. Эта внутренняя свобода чувствуется у нас во всём: в медлительной плавности и певучести русской речи, в русской походке и жестикуляции, в русской одежде и пляске, в русской пище и в русском быту. Русский мир жил и рос в пространственных просторах и сам тяготел к просторной нестеснённости. Природная темпераментность души влекла русского человека к прямодушию и открытости (Святославово «иду на вы...».), превращала его страстность в искренность и возводила эту искренность к исповедничеству и мученичеству...

(6) Ещё при первом вторжении татар русский человек предпочитал смерть рабству и умел бороться до последнего. (7) Таким он оставался и на протяжении всей своей истории. (8) И не случайно, что за войну 1914—1917 года из 1400000 русских, пленных в Германии, 260000 человек (18,5 проц.) пытались бежать из плена. (9) «Такого процента попыток не дала ни одна нация» (Н. Н. Головин). (10) И если мы, учитывая это органическое свободолюбие русского народа, окинем мысленным взором его историю с её бесконечными войнами и длительным закрепощением, то мы должны будем не возмутиться сравнительно редкими (хотя и жестокими) русскими бунтами, а преклониться перед той силою государственного инстинкта, духовной лояльности и христианского терпения, которую русский народ обнаруживал на протяжении всей своей истории.

(И. Ильин)


Формулируем позицию автора исходного текста

Правильно, без искажений, понятая позиция автора отражает его убеждение, его мнение по рассматриваемой проблеме.


Проблема

Позиция автора

Сложный (проблемный) вопрос

Ответ автора на этот вопрос

Явление, которое оценивают по-разному

Авторская оценка явления

Разрыв между желаемым и действительным

Путь ликвидации разрыва и достижения желаемого,. который предлагает автор


Автор может давать оценку каким-либо событиям или явлениям, причём наряду с открытой оценкой встречается и скрытая, когда авторское мнение следует искать в подтексте. Для этого надо уметь видеть потаённый смысл, понимать метафоры, вскрывать аллегории, чувствовать, с какой целью автор использует конкретные слова и выражения. В других текстах автор не ограничивается оценками, а предлагает пути разрешения проблемы. И авторские выводы, и предлагаемые им способы разрешения проблемы — всё это отражает его позицию.

Экзаменуемый должен не только правильно понять позицию автора, но и верно её сформулировать. Для формулировки позиции можно использовать следующие выражения:

— Автор считает, что...

— Автор глубоко убеждён в том, что...

— С автором трудно спорить относительно ...

— Позиция автора сформулирована весьма чётко: ...

— Позиция автора такова, что...

— Автор выступает против того, чтобы...

При формулировании позиции автора можно использовать модель:



Следует применить цитаты из исходного текста. Рассмотрим пример.

Исходный текст

Подлинная наука всегда связана с жизнью, из неё, собственно, и рождается, а не из голых мозговых акций. Всякая отвлечённая, лишённая связей с природой, жизнью, мысль обескровливает себя, закупоривается, лишается жизненных соков, подлинно человеческого прозрения. Ведь творческая мысль — не одно только интеллектуальное усилие. Это проявление всей полноты личности учёного (или художника), соединение его духовно-умственных, волевых, эмоционально-душевных, нравственных усилий. Без «человеческих чувств» учёного, без его качеств гражданина и патриота обедняется и сама творческая мысль.

(М. Лобанов)

Фрагмент сочинения


Фрагмент, сочинения

Блок

Замечания

Текст М. Лобанова посвящён теме науки. Проблема, которую рассматривает автор, заключается в связи науки с жизнью, в нежизнеспособности той науки, которая зовётся «отвлечённой».

Мнение автора предельно понятно: М. Лобанов считает, что научные открытия рождаются из самой жизни. Истинный учёный, по мнению автора, аккумулирует накопленный человеческий опыт, пропускает его через собственные убеждения и моральные основания и лишь на базе этого делает обобщения.

В тексте однозначно негативно оценивается отрыв науки от моральных оснований: «...Без его качеств гражданина и патриота обедняется и сама творческая мысль».


Формулировка проблемы



Формулировка позиции автора

Названа тема, правильно сформулирована проблема.

Позиция автора сформулирована верно, авторские аргументы прокомментированы. Для доказательства правильности понимания позиции автора приведена цитата.


ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ


16. Прочитайте текст. Выделите и сформулируйте одну из проблем, поднимаемую автором. Определите позицию автора по данной проблеме.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не про явит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству — вот это и будет интеллигентный человек... Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.

(Д. С. Лихачёв)


17. Прочитайте текст. Выделите и сформулируйте одну из проблем, поднимаемую автором. Определите позицию автора по данной проблеме.

Я ощущаю, как во мне переливаются песочные часы. Бесконечность неба втягивается в глубины вод. Песок медленно льётся в узкую воронку. Не сыплется, а именно льётся. Каскады преображают ручьи. Вода с тихим шелестом ниспадает к корням деревьев. Лианы оплели вековые дубы. Кольца на срезах хранят застывшее время. В суровом ботаническом саду на берегу моря нежным розовым огнём вспыхнул миндаль. Японская магнолия засыпает траву хлопьями белых лепестков. В щели между стенками домов и булыжной мостовой вырываются красные тюльпаны. В каждом дворике на крохотном зелёном пространстве умещаются столик и кресла. Жизнь, сжатая камнем. Груды гальки вместо песка вдоль полосы прибоя. Камни, отшлифованные волнами, нежны и гладки. Время замерло в них. Разрушенные арки превратились в знаки вопросов. Радость сущего в его бесконечности... Песок в часах заканчивается. Но всё остаётся. И переливы моря, и перезвоны колоколов, и цветущие сады. Можно, конечно, перевернуть песочные часы и снова начать отсчёт. Но это не в твоей власти.

(О. Глушкин)

Аргументируем собственное мнение по проблеме (К4)

Следующая задача — выразить согласие или несогласие (а возможно, частичное согласие) с позицией автора, чётко сформулировать свою позицию и доказать её справедливость. Для подкрепления собственной позиции экзаменуемый должен привести не менее двух аргументов, основанных на жизненном и читательском опыте, и иллюстрации к ним, т.е. конкретные примеры, а не отвлечённые рассуждения.

Рассмотрим структуру аргументации.


Структура аргументации



Приступая к аргументации, следует помнить, что тезисом может быть только спорная мысль, относительно которой могут быть выдвинуты разные суждения. Если мысль представляет собой нравственную аксиому, в справедливости которой никто не сомневается («Надо беречь природу», «Нельзя мусорить» и т.п.), то бессмысленно доказывать её истинность. Однако в жизни эти принципы часто нарушаются, то есть практика противоречит здравому смыслу, законам, принятым людьми и моральным нормам. Значит, доказательство в данных случаях должно сводиться к тому, чтобы аргументированно показать состоятельность и незыблемость этих истин и тот вред, который может быть нанесён в случае их нарушения. Такая аргументация всегда окрашена личными оценками пишущего, его отношением к описываемому.

Работа над доводами состоит из нескольких этапов. Во-первых, следует сформулировать два или три утверждения, которые в сумме доказывают справедливость тезиса. Во-вторых, надо подобрать к ним иллюстрации — конкретные примеры, наглядно иллюстрирующие аргумент. Например:


Тезис (позиция): Истинная красота человека определяется богатством его внутреннего мира и способностью к творчеству и созидательному труду

Довод 1:

Если у человека доброе сердце, он великодушен, благороден, способен мыслить и вторить, он красив. Если же он, наделённый от природы хорошими внешними данными, холоден, высокомерен, способен жить за счёт других, его красота меркнет и не оценивается по достоинству.

Довод 2:

Лишь в творчестве и деятельности проявляется истинная красота. Человек прекрасен в минуты творческого подъёма, эмоциональной напряжённости.

Иллюстрация 1:

Героини романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова и Элен Курагина

Иллюстрация 2:

Примеры из жизни известных актрис, которые, не обладая внешними данными, отвечающими принятым представлениям о красоте, добились успеха и считаются звёздами, в том числе исполняют роли красавиц (например, Барбара Стрейзанд)


Надо помнить, что аргументация основана на логических доводах, однако она обязательно должна подкрепляться психологическими, то есть не только опираться на соответствие реальной жизни и иметь чёткую с точки зрения логики форму, но и влиять на чувства читателя (проверяющего).


Аргументы

Логические

Психологические

Влияют на разум, убеждают через сферу рационального:

— факты, не вызывающие сомнения;

— выводы науки (в том числе и научные аксиомы);

— статистические данные;

— законы природы;

— положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативно-правовых актов;

— данные, полученные экспериментальным путём, заключения экспертов и др.

Влияют на чувства, убеждают через сферу эмоционального:

— личная уверенность или неуверенность пишущего или говорящего;

— статистические данные, если они вызывают своей внушительностью и значимостью определённые эмоции;

— ссылки на авторитетные источники (высказывания великих людей, афоризмы, пословицы);

— примеры, вызывающие эмоции;

— показ негативных последствий, которые наступят, если не согласиться с истинностью тезиса;

— цитаты;

— прямая апелляция к совести, чувствам, долгу и др.


Эффективная аргументация строится на сочетании логических и психологических доводов.

Максимальный балл не получит тот экзаменуемый, который приводит аргументы, опираясь только на жизненный опыт. Литературные примеры для тех, кто желает получить высокий балл, обязательны. Рассмотрим пример.


Проблема, позиция

Литературный пример

Герой

Обоснование

Когда традиции являются злом?


Не все традиции являются благом

Роман Элеоноры Барякиной «Белый Шанхай»

Китаянка Бинбин — актриса

В Китае в прежние времена существовала традиция забинтовывать стопы девочек в возрасте 4 лет для того, чтобы ступня не росла, принимала форму, как считали китайцы, «золотых лилий» (пальцы, кроме большого, накрепко прибинтовывали вниз, притягивая к пятке). При этом стопа уродовалась, и в зрелом возрасте женщина не могла быстро ходить, опиралась на палку. Такая участь ждала Бинбин. Её мать хотела следовать традиции, и обряд уже начался, но крик девочки привлёк отца, который её и спас. Став взрослой, девушка не могла рассчитывать на удачное замужество, т.к. у нее была «большая нога». Её выдают замуж насильно, но она сбегает от мужа, стремится к образованию, много читает, становится актрисой (чем заслуживает гнев семьи) и выступает за права женщин. Католик пастор говорит ей, что соблюдение обычая не всегда есть благо, и Бинбин в это верит.


Можно использовать и аргументы «от противного», такие, которые противоречат тезису. При этом, временно согласившись со справедливостью этих доводов, экзаменуемый может показать, что последствия принятиях их справедливости будут негативными, нелепыми или даже абсурдными и ужасающими.

Аргументация обязательно завершается выводом, который напрямую связан с тезисом, но если тезис — это лишь возможно справедливая мысль, которую ещё предстоит доказать, то вывод — это мысль доказанная, в справедливости которой теперь трудно сомневаться. Поэтому вывод есть перефразированный тезис, снабжённый словами уверенности (например, вводным словом, выражающим уверенность).

Стройная аргументация характеризуется наличием переходов от тезиса к доводам и выводу. Тезис и вывод могут быть сформулированы в 1—2 предложениях. Переход от тезиса, выражающего позицию, к доводам может осуществляться с помощью фраз:

— Попытаюсь доказать это.

— Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов.

Аргументация может строиться на основе читательского или жизненного опыта.

Приводя аргументы и подкрепляя их конкретными примерами, следует заботиться о том, чтобы связь между ними и тезисом была очевидной для читателя. Эта демонстрация того, как доводы и иллюстрации работают на тезис — важная составляющая аргументации.


Ссылки на литературные источники

1. Ссылки на прочитанные произведения художественной или научно-популярной литературы, а также публицистики будут высоко оценены экспертами (до 3 баллов), если они достоверны. Доверие вызывают те ссылки, которые содержат точное указание на автора, жанр, название приводимого, в пример произведения. Поэтому не стоит писать фразы наподобие следующих: «В одной статье я читала...» или «Как пишет один известный философ...».

2. Ссылки на литературные источники показывают читательские предпочтения, вкусы экзаменуемого, его кругозор и общую эрудицию. Эксперты же в этом плане — люди искушенные. Они ждут от экзаменуемого ссылки не на произведения «лёгкого» жанра, а упоминания и анализа тех произведений, которые стали золотым фондом отечественной и мировой литературы. Поэтому следует помнить, что ссылки на детские сказки, современные детективы, статьи из «глянцевых» журналов, а также малые фольклорные жанры вряд ли оценят высоким баллом.

3. Вывод прост: во время подготовки к написанию текста-рассуждения надо посвятить время чтению или перечитыванию классических произведений. Можно, конечно, сосредоточиться на произведениях авторов XIX века, но не всякие проблемы современности находят в них отражение. Поэтому произведения авторов XX—XXI веков тоже желательно знать.

4. Используя данный вид аргументов, недостаточно просто упомянуть произведение. Вы должны указать конкретных героев, объяснить их мысли и поступки, которые подтверждают связь упоминаемого вами произведения с проблемой исходного текста. Если в приводимом в пример источнике нет фабулы и действующих лиц (например, в лирическом стихотворении), то можно разъяснить мысли и чувства автора или лирического героя. Читателю должно быть предельно ясно, как приводимый пример доказывает выдвинутый вами тезис.


Опора на жизненный опыт

1. К аргументам, основанным на жизненном опыте, относятся случаи из жизни, примеры из фильмов, спектаклей, ссылки на авторитетные мнения, исторические сведения, в том числе из жизни великих людей, соображения здравого смысла.

2. Если вы прибегаете к аргументам данного типа, то остерегайтесь идеализировать свой опыт: он может быть частным и субъективным и может совсем не соответствовать опыту других людей. Поэтому не стоит максималистически заявлять, что только собственный опыт — критерий истины.

3. Не стоит приводить в пример, аргументируя свою позицию, случаи мелких бытовых ссор, упоминание событий из жизни известного только вам «дяди Васи», истории «одного мальчика» или «одной девочки». Также не вызывают доверия аргументы типа «сегодня люди всё более и более теряют веру в добро». Чтобы утверждать, что это так, надо провести ряд исследований и установить динамику социального спокойствия и уверенности в добро, чего, как нам думается, экзаменуемый не делал. Голословные же утверждения — это пустые слова. Такие «аргументы» никого не убеждают.

4. Приводя аргументы из жизненного опыта, не забывайте об этических нормах. Уважительное и тактичное общение, отсутствие самовозвышения, корректность критических замечаний — вот черты этичного общения.

Связь между аргументами можно установить с помощью вводных слов «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», «наконец», а вывод — с помощью слов «итак», «следовательно», «таким образом».

Рассмотрим пример аргументации.

Компьютерные игры становятся мощнейшим дезадаптирующим фактором. Ребёнок уже не может без них жить. Формируется патологическое влечение, с которым сам он уже не способен справиться. Необходимо участие психологов, социальных работников, педагогов, а подчас и врачей, которые помогли бы ребёнку выйти из этого состояния. Можно ли назвать это болезнью, я пока не знаю, вопрос требует специального изучения. Но факт тот, что состояние компьютерной зависимости ребёнка дезадаптирует, вышибает из жизни. Притом, вышибает полностью, поскольку у ребёнка не остаётся никаких других интересов, кроме игры. Она становится доминантой, как у наркотик у наркомана. Поэтому можно сказать, что компьютерная зависимость — это вид наркомании.


(А. Г. Мазуров)

Блок

Фрагмент сочинения

Выражение согласия с автором исходного текста

Я полностью согласна с мнением автора относительно опасности компьютерной зависимости.

Формулировка собственной позиции

Мне кажется, что Паутина действует губительно на многих людей, несмотря на то, что в целом она позволяет экономить время и быстро находить нужную информацию, обмениваться сообщениями.

Связка

Попробую доказать собственное мнение.

Довод 1

Во-первых, виртуальное общение затягивает больше, чем реальное, потому что позволяет спрятать собственные комплексы.

Иллюстрация 1

Например, человек, критически оценивающий собственную внешность, испытывающий проблемы в реальном общении, может, общаясь в сети, чувствовать себя героем дня, мудрым советчиком, интересным собеседником. Это чувство начинает нравиться, и человек проводит часы, дни в сети, порой теряя способность к коммуникации в реальном мире. Таков, например, герой трилогии «Миллениум» Стига Ларсона — хакер по кличке Чума. В Сети он был признанным членом сообщества, тогда как в реальности являлся настолько социально неадаптированным, что даже простой поход в магазин становился для него проблемой.

Довод 2

Во-вторых, многие подростки увлекаются опасными компьютерными игра ми, под воздействием которых теряют связь с реальностью и могут совершать противоправные деяния.

Иллюстрация 2

Наибольшую опасность представляют так называемые «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной чрезмерной агрессивности.

Вывод

Таким образом, Интернет может причинять вред человеку, если им пользоваться неумеренно, не находить в себе силы вовремя остановиться.


Основные ошибки, которые допускают экзаменуемые, приступая к аргументации, могут быть сведены к следующим:

— подмена тезиса: экзаменуемый выражает собственное мнение относительно одной проблемы, а доказывает мнение относительно другой;

— отсутствие связи между доводом и тезисом (возможно, пишущий осознаёт эту связь, но не демонстрирует её читающему);

— приведение аргументов, которые не обосновывают заявленную позицию (уводят от тезиса) и не служат основанием для вывода;

— неумение привести 2 веских довода, что связано с непониманием исходного текста, позиции автора, несформированностью собственной позиции по данной проблеме или маленьким жизненным опытом экзаменуемого;

— приведение в качестве доводов только конкретных примеров из жизненного или читательского опыта (иллюстраций) без выявления их обобщающего смысла;

— неупорядоченное расположение доводов, нарушение последовательности;

— неумение подкрепить довод конкретным примером, разъяснить, растолковать, прокомментировать его или приведение в пример банальных, неинтересных, сугубо личных случаев;

— отсутствие связок между доводами, вследствие чего размывается граница между отдельными мыслями;

— запутанная или неполная формулировка доводов;

— отсутствие вывода.

Например, в следующем отрывке имеется несколько ошибок в аргументации:

Пожалуй, я соглашусь с автором в том, что мы перестали писать письма, заменяя их телефонными звонками или СМС, и от этого мы многое потеряли. Вот раньше я получала письма от подруги из Саратова, и мне было очень приятно получить конверт. Мы обменивались новостями, посылали друг другу открытки и фотографии, ждали прихода писем. А ещё я посылала письма бабушке. Правда, письма долго идут к адресату, но их получать приятно.

Давайте же снова начнём писать письма!

Аргументация выглядит односторонней, так как экзаменуемый не сравнил письма с другими способами передачи информации (электронные письма, звонки и др.), не показал, почему же всё-таки, несмотря на долгий путь к адресату, письмо получать приятно, что мы потеряли с разрушением традиции писать письма. Аргументы, приведённые в отрывке, основаны только на личных впечатлениях экзаменуемого, не отличаются яркостью. Аргументация не структурирована, 2 довода однотипны, нет вывода.


ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ


18. Прочитайте текст. Вычлените одну из проблем, поднимаемых автором, определите позицию автора. Выразите согласие или несогласие с мнением автора. Сформулируйте и запишите собственную позицию. Приведите 2 аргумента для того, чтобы доказать её справедливость.

Человек, стремящийся к идеалу абсолютно совершенного бытия, живущий им в мечтах и зорко подмечающий несовершенства нашей жизни вообще и недостатки собственной деятельности, разочаровывается на каждом шагу и в других людях, и в своих собственных попытках творчества. Он берётся то за одно, то за другое дело, ничего не доводит до конца и наконец перестаёт бороться за жизнь, погружается в лень и апатию. Таков именно и Обломов.

В юности Обломов мечтал о «доблести, деятельности»; «ему были доступны наслаждения высоких помыслов», он воображал себя полководцем, мыслителем, великим художником... И это не пустые мечты: он в самом деле талантлив и умён...

Если бы к этому таланту присоединить упорный труд обработки деталей, то он мог бы стать поэтом, дающим законченные художественные произведения. Для достижения этой цели нужно выработать привычку к систематическому труду. Но первые шаги самостоятельной жизни Обломова не содействовали выработке такой привычки...

(Н. Лосский)


19. Прочитайте текст. Вычлените одну из проблем, поднимаемых автором, определите позицию автора. Выразите согласие или несогласие с мнением автора. Сформулируйте и запишите собственную позицию. Приведите 2 аргумента для того, чтобы доказать её справедливость.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения — Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом — нужно, в частности, и в науке.

(Д. С. Лихачёв)


Обдумываем композицию сочинения


Композиция сочинения части С


Вступление

Основная часть

Концовка

Блок 1. Анализ исходного текста

Блок 2. Изложение собственного мнения

Задачи:

1) вступить в контакт с читателем;

2) ввести читателя в тему;

3) подготовить к восприятию текста.

Приёмы:

1) сообщение о теме;

2) сообщение об авторе;

3) сообщение о прочтении текста;

4) афоризм;

5) риторический вопрос;

6) вопросно-ответное единство;

7) именительный темы;

8) риторическое восклицание;

9) цитата (в т. ч. Ц1);

10) аналогия.

Объём: 1-2 предложения

1.1. Анализ проблематики текста (перечисление проблем)

Задачи: вычленить проблемы, рассматриваемые автором исходного текста, сформулировать их, перечислить. Ц

Объём: 1 предложение2.

1.2. Формулирование проблемы текста.

Задачи: выбрать одну из рассматриваемых проблем, чётко её сформулировать, мотивировать выбор. Ц

Объём: 1—2 предложений.

1.3. Комментарий проблемы.

Задачи: растолковать проблему, разъяснить, охарактеризовать её, сказав об отношении общества к ней, её отнесённости к определённому типу проблем, её актуальности, новизне; объяснить интерес автора к проблеме, ход его мыслей. Ц!

Объём: 6—8 предложений

1.4. Формулирование позиции автора, комментирование позиции.

Задачи: понять мнение автора относительно вычлененной проблемы, объяснить причину возникновения такой позиции. Ц!

Объём: 1—4 предложений


2.1. Выражение согласия, несогласия, частичного согласия с автором.

Задачи: одобрить или не одобрить позицию автора, выразить солидарность или несолидарность, понимание, принятие или непринятие позиции. Ц

Объём: 1—2 предложения3

2.2. Формулирование собственной позиции (тезиса).

Задачи: сформулировать собственную позицию, т.е. отношение к проблеме и путям её разрешения; сформулировать тезис будущей аргументации.

Объём: 1—2 предложения

2.3. Доказательство справедливости собственной позиции (тезиса).

Задачи: подобрать не менее 2 доводов, доказывающих справедливость тезиса; подкрепить доводы конкретными примерами, ссылками. Ц

Объём: 8—10 предложений

2.4. Вывод из аргументации

Задачи: сделать вывод о справедливости тезиса, верности позиции

Объём: 1—2 предложения4


Задачи:

1) завершить контакт с читателем;

2) подвести итог;

3) побудить читателя к дальнейшему осмыслению проблемы.

Приёмы:

1) нравственный вывод;

2) резюмирование;

3) цитата (в т. ч. Ц);

4) афоризм;

5) призыв;

6) вопросно-ответное единство;

7) возвращение к началу;

8) риторическое восклицание;

9) пословица;

10) пожелание на будущее.

Объём: 1—2 предложения



1 Ц — возможная цитата из данного текста, Ц! обязательная цитата

2 Эта часть не является обязательной. Можно сразу перейти к п. 2.

3 Части 1.2 и 2.2 можно совместить.

4 Часть 2.4 может служить итогом всего сочинения, концовка отпускается.


ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ


20. Прочитайте текст и выполните задание.

(1) На вопрос: «Что для Вас главное в жизни?» — можно услышать самые разные ответы.

(2) Читая в юности романы, я не мог поверить, что можно поступиться лучшими порывами души ради денег или власти. (3) Мне казалось, что классики — Бальзак, Мопассан и другие — что-то недоговаривают, играют с читателем. (4) «Не может быть, — думал я, — чтобы люди ценили такую мишуру, как титул или наследство. (5) Обязательно должно быть нечто более высокое и ценное, ради чего рождается человек. (6) Почему же авторы, люди мудрые, скрывают это «нечто», предпочитают дурачить нас интригами по поводу капитала, карьеры и других сомнительных ценностей?» (7) Идею великой девятой симфонии я понять не мог. (8) Радость, которой так не хватало в жизни Л. Бетховену, не казалась мне достаточно веским поводом для заключительного аккорда жизни.

(9) Мне было тогда шестнадцать, и я только-только прикоснулся к «вечным» темам в искусстве. (10) Здоровье и молодость создавали во мне ощущение полноты бытия, и только любопытство слегка нарушало это почти травоядное существование. (11) Однако я твёрдо знал, что является моей главной духовной ценностью. (12) Ни семья, ни книги, ни музыка не казались мне такими важными, как дружба. (13) Часы и минуты дружеских излияний, когда анализируются самые неуловимые, смутные состояния наших неокрепших душ, были для меня тогда наиважнейшей ценностью. (14) Правда, именно на эту тему наши мнения не совпадали. (15) Друг утверждал, что для него главное в жизни — любовь. (16) Понять, почему он превозносит эту набившую оскомину тему, я не мог.

(17) Через несколько лет друг предал меня. (18) Теперь я понимаю, что в жизни такое случается нередко, а тогда я был просто убит. (19) Казалось, что зияющую рану в душе ничто не может залечить и теперь чувство обиды и глубокой горечи не покинет меня до смерти.

(20) Но пришла эта самая любовь и захватила меня целиком. (21) Всепоглощающая, неведомая прежде страсть заставила меня увлечь мою избранницу во Дворец бракосочетания через неделю нашего знакомства. (22) От счастья я парил в небесах и готов был к любому подвигу. (23) Не задумываясь, я бросился бы в Неву, по которой плыли льдины, если бы того захотела моя молодая жена. (24) И это не фраза, а желание, которое в те минуты переполняло меня и которое я запомнил.

(25) Увы, как это нередко бывает, моя горячая любовь истаяла через год, и на сакраментальный вопрос о главной жизненной ценности вскоре я мог бы ответить себе: свобода. (26)Эту ценность я обрёл, но вдруг оказалось, что мне нечего с ней делать. (27) Я потерял семью и только после этого оценил её. (28) Через год скитаний я уже твёрдо знал, что важнее семьи нет ничего в жизни.

(29) Как известно, время лечит, и ещё через год я снова женился, брак оказался счастливым, и незаметно на первое место вышла новая ценность — ответственность. (30) Ею я совсем не тяготился, более того, полюбил. (31) Конечно же, этому способствовала жена, человек необыкновенной душевной щедрости и чистоты.

(32) Сейчас идёт двадцать четвёртый год нашей жизни. (33) Если бы меня теперь спросили, что является главной ценностью жизни, я не задумываясь ответил бы: семейное счастье.

(Ю. С. Зверев)

* Зверев Юрий Степанович (р. 1935 г.) — врач, писатель, эссеист, член Санкт-Петербургского союза писателей.


C1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


21. Прочитайте текст и выполните задание.

(1) С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

(2) Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. (3) Но ведь сказки и прибаутки — это язык.

(4) Подросток идёт в школу. (5) Юноша шагает в институт или в университет. (6) Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. (7) Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная вселенная. (8) Через слово он впервые узнает о том, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза. (9) В звучном слове развёртываются перед ним льяносы1 Ориноко, сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки. (10) Раскрывается огромный мир звёздных пространств, зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов.

(11) Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. (12) Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. (13) И всё это только благодаря языку.

(14) Радостная или горькая, гневная или нежная, летит над просторами Родины крылатая песня. (15) Песня — это язык.

(16) На чёрной доске аудитории резко белеет строгая формула математики.

(17) Эта формула — тоже язык!

(18) Я пишу книгу, которую вы, может быть, когда-нибудь прочтёте. (19) Надо ли говорить, что при этом я снова пользуюсь языком, словами?

(20) Но ведь прежде чем сесть за рабочий стол и вывести первую строчку первой страницы, каждый автор долго обдумывает её содержание. (21) Помните, как широко шагал по московским тротуарам громадный Маяковский, то вслух, то про себя бормоча слова ещё не созданных будущих стихов? (22) Видели, как исчерканы, как испещрены поправками в поисках самого верного слова бессмертные страницы черновиков Льва Толстого или Пушкина?

(23) Ас другой стороны, и вы сами, прочтя взволновавшую вас новую книгу, закроете её и откинетесь в задумчивости; вы начнёте мысленно повторять поразившие вас рассуждения, размышлять над тем, что только что узнали.

(24) И вы, и я, и каждый из нас — все мы постоянно думаем.

(25) А можно ли думать без слов?

(26) Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка.

(27) Нелъзя без него работать согласованно, совместно с другими. (28) Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусст во — жизнь.

(Л. В. Успенский)

* Лев Васильевич Успенский (1900 — 1978) — русский писатель, прозаик, филолог.


С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


22. Прочитайте текст и выполните задание.

(1) 3емля, усыхающая без любви, орошается кровью. (2) Такова сегодня наша безблагодатная земля. (3) И сложно в согласии с климатическими условиями, она особенно быстро усыхает без любви на юге, где и орошается уже потоками крови.

(4) Любовь — главное в учении Христа. (5) У человека тысячи соблазнов, но верная опора только одна — любовь. (6) Не поразительно ли, что даже самый закоренелый уголовник, совершивший десятки преступлений, всё-таки нуждается в этой любви, помнит её свет и делает наколку на своём теле «Не забуду мать родную»? (7) И хоть сам он стал для своей матери источником самой большой боли, но всё-таки помнит, помнит свет её любви и носит эту наколку, сам того не понимая, как последний знак, что душа его не до конца омертвела.

(8) Когда мы любим ребёнка, женщину, старика, друга, когда мы. любим вообще, мы ощущаем сладостную телесную лёгкость, (9) Такое же облегчение мы ощущаем, когда в жаркий день погружаемся в тёплое море. (10) Такое же сладостное телесное облегчение мы чувствуем, когда к нам приходит вдохновение. (11) Потому что вдохновение — это влюблённость в приоткрывшуюся истину.

(12) Я думаю, это сладостное телесное облегчение в момент любви вызывается тем, что человек в этот миг сбрасывает с себя груз эгоизма. (13) Любить — сбрасывать с себя груз эгоизма. (14) Если бы человечество целиком в одно мгновение было бы способно полюбить, в это же мгновение отпали бы все проклятые вопросы, неразрешимые веками. (15) Но это, увы, невозможно. (16) Только редчайшие души способны на вечную любовь. (17) Но и воспоминание о любви бодрит и, главное, озаряет конечную, пока недостижимую для обыкновенного человека задачу: сбрасывать с себя груз эгоизма. (18) Самые рачительные несут на себе самый тяжелый дорожный провиант эгоизма.

(Ф. А. Искандер)

* Фазиль Абдулович Искандер (род. 6 марта 1929) — советский и российский прозаик и поэт.


С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


1 Льяносы (исп. lianos равнины). Степи в Южной Америке, покрытые частью густою и высокою травою, частью же летучим песком.






Для любых предложений по сайту: [email protected]