Все уроки Русского языка 9 класс
Развитие речи. Составление конспекта научно-популярной статьи - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ
Цели: формировать умения сжатой передачи основных мыслей высказывания на научную тему; способствовать расширению словарного запаса и кругозора.
Оборудование: текст научно-популярной статьи.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Что такое тезисы?
• Можно ли составить полное представление о прочитанном на основании тезисов?
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов изучения статьи или целой книги. Составляя конспект, мы выделяем в тексте все главное, следим за развитием мысли, анализируем систему доказательств. Конспектирование приучает к работе над книгой, к самостоятельному овладению знаниями.
IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. Объяснение учителя
Конспект — это краткое изложение содержания статьи или книги. От тезисов конспект отличается тем, что помимо основных положений текста в нем кратко излагаются доказательства этих положений и выводы.
Конспекты бывают текстуальные, свободные и смешанные. В текстуальном конспекте основные положения произведения, доказательства, выводы передаются словами автора, то есть цитатами. Свободный конспект — это пересказ основного содержания работы своими словами. Чаще всего пользуются смешанным конспектом, в котором свободное изложение содержания сочетается с цитированием.
Правила конспектирования
• Конспект составляют после того, как продуман план текста;
• в конспекте записывают только самое главное;
• записи должны быть четкими, содержательными и лаконичными;
• для удобства пользования конспектом подчеркивают наиболее важные мысли, даже отдельные фразы, словосочетания и слова, к разделам и подразделам подбирают заголовки;
• цитаты необходимо приводить точно, заключать их в кавычки, обозначать страницы;
• желательно делать заметки, отражающие отношение автора конспекта к содержанию конспектируемого текста, используя для этого условные обозначения или сокращенные записи. Такие широко известные знаки, как NB — нотабена или нотабене (от лат. nota bene — «заметь хорошо»), используются для того, чтобы обратить внимание на какое-либо место в конспекте. С этой же целью ставится на полях восклицательный знак.
С помощью вопросительного знака часто выражают недоумение, несогласие с автором или непонимание какой-либо мысли. Многие опытные и вдумчивые читатели пользуются своими, индивидуальными условными обозначениями.
2. Чтение учащимися (самостоятельно) текста научно-популярной статьи (тексты разложены на каждой парте)
КАК ГОВОРИТЬ?
Неряшливость в одежде — это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего идёт и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и чёрный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.
А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, самому себе...
Есть разного рода неряшливости в языке человека.
Если человек родился и живёт вдали от города и говорит на своём диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, нравятся местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Фёдор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен...». «Исправить» язык былин — перевести его на нормы русского литературного языка — это попросту испортить былины.
Иное дело, если человек долго живёт в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. Это не плохо и человека это не унижает. Это также красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который её носил с детства, привык к ней. Если же он надел её, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть не похожим на всех вас!»
Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде,— распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда жёсткости.
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И потому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело...
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. И хоть это трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, как я уже сказал, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(Д. Лихачёв)
3. Беседа
• Определите тему и основную мысль текста.
• Соответствует ли главная мысль его заголовку?
• Определите стиль, в котором создан текст.
• Составьте к нему план, для этого выделите в тексте смысловые части, определите главную мысль каждой части (что утверждает автор) и запишите основные положения каждой части. Для большей четкости используй цифровые обозначения.
4. Коллективная работа над составлением тезисов статьи
5. Самостоятельная работа учащихся над составлением конспекта статьи (с оказанием индивидуальной помощи со стороны учителя)
V. Домашнее задание
Закончить начатую на уроке работу, подготовить пересказ статьи по конспекту.