Все уроки Русского языка 9 класс
Развитие речи. Устное сочинение на общественные темы (с элементами интервью) - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Цели: совершенствовать навыки и умения, связанные с составлением устного сочинения; развивать навыки устной монологической речи; стимулировать социальные нравственные мотивы выбора профессии, активную жизненную позицию учащихся.
Оборудование: запись на доске, рисунки.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
В мире насчитывается более 30 000 разных профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям, обществу?
25 миллионов человек ежегодно меняют место работы. 12 % из них возвращаются обратно. Значит ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок, или можно сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Об этих и многих других вопросах пойдет речь на этом уроке. Прежде всего подготовьтесь к речевому общению о выборе профессии. Для этого вам нужно усвоить некоторые слова и словосочетания.
III. Работа над культурой и развитием речи учащихся
Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)
Проверьте, правильно ли вы употребляете данные слова и словосочетания:
Ваша будущая профессия
Профессия (основной род занятий, трудовой деятельности)
По профессии инженер
Выбирать (выбрать) профессию
Выбор профессии
Профессиональные качества
Профессиональная пригодность
Вы начинаете трудовую деятельность
Деятельность (работа, занятие, труд)
Кто вы по специальности
Специальность (отдельная отрасль науки, техники, искусства)
По специальности математик
Специалист узкого (широкого) профиля
Работать по специальности
Какой критерий выбора профессии ставить на передний план
Творить, создавать новое
Постоянно совершенствоваться
Социальная значимость профессии
Быть полезным людям
Пользоваться уважением людей
Иметь призвание (к труду инженера)
Реализовать свой физический, умственный потенциал
Какие качества в себе развивать
Воспитанность, деликатность, тактичность, уравновешенность, сдержанность.
Доброжелательность, благородство, великодушие, отзывчивость.
Трудолюбие, упорство, настойчивость, целеустремленность, решительность.
Физическая сила, выносливость, выдержка.
2. Коммуникативный тренинг
Расскажите о профессиональных качествах людей, перечисленных в таблице профессий. Следите за правильностью управляемых конструкций.
Работа тренера |
отличается |
ясный ум |
Педагог |
должен иметь |
отличная профессиональная подготовка |
Журналист |
должен обладать |
широкий общий кругозор |
Машинист |
требует |
особая выдержка |
Профессиональная деятельность инженера |
должен быть |
хорошая физическая подготовка |
Строителю |
необходима |
сообразительность |
3. Экспресс-интервью
Выскажите свое мнение о профессиональных качествах представителей разных профессий.
• Какие черты характера желательно иметь врачу, юристу, педагогу?
• Какие качества, по-вашему, необходимы для агронома, зоотехника?
• Какие профессии требуют умения перевоплощаться?
• Для какой работы нужна любовь к природе?
• Какие профессии, на ваш взгляд, требуют от человека особой выдержки?
• Какие профессии предполагают у человека наличие особой силы воли?
• Какими качествами должен обладать журналист?
• Чем отличается профессиональная деятельность актера?
4. Подготовительная работа по составлению речевых произведений (устного сочинения на общественные темы)
Рисунки расположены на доске.
Расскажите по рисункам об основных группах профессий. Какая группа профессий больше всего соответствует вашим желаниям? Каких качеств она требует от человека? Какое качество вы должны в себе совершенствовать?
5. Самостоятельная работа по составлению устных сочинений- рассуждений «Если дело по душе.»
6. Слушание нескольких творческих работ
IV. Домашнее задание
Подготовьте письменное сообщение на тему «Семейные профессиональные династии — это хорошо или плохо?». Для выполнения задания используйте молодежные газеты и журналы.