Все уроки Русского языка 9 класс
Тематическая контрольная работа (выполнение тестовых заданий по языковой теме) - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: проверить знания и навыки учащихся по теме «Сложноподчинённое предложение».
Оборудование: тестовые задания (два варианта).
Тип урока: контроль и коррекция знаний и умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Выполнение тестовых заданий
I вариант
1. Укажите правильное утверждение:
а) Между частями сложносочинённого предложения запятая ставится не всегда.
б) В сложноподчинённом предложении может быть только одно придаточное.
в) Части сложносочинённого предложения могут быть связаны между собой сочинительными союзами и союзными словами. (1 балл)
2. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором одна из частей является односоставным предложением:
а) Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум.
б) Будет ли весна ранняя, никто из стариков не решался определить.
в) Ветерок пахнул прохладою ночною, и над уснувшею землёю зарницы вспыхнул огонёк. (1 балл)
3. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточная часть находится внутри главной и с двух сторон выделяется запятыми (знаки не расставлены).
а) Увидев их Алёшка обрадовался решил ещё раз узнать далеко ли до Кедрового яра.
б) Нам незнакомая дорога где внове каждый бугорок длиннее кажется намного уже исхоженных дорог.
в) Так как на завтра выступление было назначено до восхода солнца то после ужина все рано легли спать. (1 балл)
4. Укажите сложноподчинённое предложение, части которого соединены союзным словом.
а) Почему любимые места, когда с ними надо расставаться, бывают особенно хороши?
б) Анна оказалась гораздо прелестнее, чем думала о ней Кити.
в) На дворе гнулась и металась акация, как будто сердитый ветер трепал её за волосы. (1 балл)
5. Укажите тип придаточного в сложноподчинённом предложении: Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.
а) Определительное;
б) изъяснительное;
в) обстоятельственное. (1 балл)
6. Укажите предложения, в которых допущены речевые ошибки:
а) Девушка ответила, что никого здесь толком не знает.
б) Учитель дал девушке трудное задание, которой он очень доверял.
в) В пруду поселяне разводили рыбу, на берегу которого мы жили.
г) Я понятия не имел, что сколько ещё времени надо ехать.
д) Мне сообщили, когда и куда я должен прийти. (1 балл)
7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) А суматоха была оттого, что Анна Павловна отпустила сына в Петербург на службу.
б) Где-то за садом несмело, там где калина цветёт, нежная девушка в белом нежную песню поёт.
в) Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, что мы совсем не видим. (1 балл)
8. Укажите предложение с неправильным употреблением придаточных предложений.
а) Я тем завидую, кто жизнь провёл в бою, кто защищал великую идею.
б) Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного.
в) И сколько б дум я здесь ни передумал, и сколько б ни стоял перед мечтой, я полонён твоим зелёным шумом, твоею статью, русской красотой. (1 балл)
9. Укажите сложное предложение, в составе которого три придаточных.
а) Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля, не потому, чтобы он хотел кого-нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побеждён.
б) Мне казалось, что если бы Кузьму Ивановича вызвать на откровенность, то он мог бы рассказать что-то глубоко печальное и значительное.
в) Яков открыл глаза, вопрошающим взглядом обвёл всех кругом и увидел, что победа была его. (1 балл)
10. Укажите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением.
а) Герой — это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть.
б) К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.
в) Мы догадались, что приехал ревизор, которого все уже давно ждали.
г) Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты жила. (1 балл)
11. Укажите тип придаточного в сложноподчинённом предложении: Трудолюбивый земледелец сажает деревья, плодов с которых он сам может и не увидеть.
а) Определительное;
б) изъяснительное;
в) обстоятельственное.
Приведите пример сложноподчинённого предложения с придаточным того же типа. (2 балла)
II вариант
1. Укажите правильное утверждение.
а) В сложноподчинённом предложении главная и придаточная части могут связываться между собой только при помощи подчинительных союзов.
б) Части сложносочинённого предложения равноправны между собой.
в) Между частями сложноподчинённого предложения может стоять запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. (1 балл)
2. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором одна из частей является односоставным предложением.
а) С кем бы я ни разговаривал в клинике, все отзывались о своём шефе и уважительно, и по-настоящему тепло.
б) Уже становилось темно, и на горизонте с правой стороны восходила холодная, багровая луна.
в) Есть люди, об уме которых вы можете судить по их голосу и смеху. (1 балл)
3. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточная часть находится внутри главной и с двух сторон выделяется запятыми (знаки не расставлены).
а) Тяжело было в эти дни тем кто покинул родные места, дом, близких людей.
б) Всюду куда ни глянешь тянулась без конца бурая невесёлая равнина.
в) О соловьях, об их пении рассказано так много что трудно сказать новое, никому неизвестное. (1 балл)
4. Укажите сложноподчинённое предложение, части которого соединены союзным словом.
а) Умён был тот, кто изобрёл письмо.
б) Шагаешь и видишь, как быстро и много секретов тебе открывает дорога.
в) Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром. (1 балл)
5. Укажите тип придаточного в сложноподчинённом предложении: Я был уверен, что поезд мчит меня к счастью.
а) Определительное;
б) изъяснительное;
в) обстоятельственное. (1 балл)
6. Укажите предложения, в которых допущены речевые ошибки.
а) Около балкона сидела собака, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей дети.
б) Мы знали, что в их спор лучше не вмешиваться.
в) Судья указал участнику матча, что вы нарушили правила.
г) Я люблю, когда поёт соловей.
д) У костра Долохов спросил, что где находился шестой полк. (1 балл)
7. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.
а) Иногда важнее знать не то что говорят, а как говорят.
б) Водитель как раз для того, чтобы люди схлынули, застопорил машину.
в) Ветви деревьев казались мохнатыми, и когда набегал ветерок, слегка шумели первым зелёным шумом. (1 балл)
8. Укажите предложение с неправильным употреблением придаточных предложений.
а) Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить.
б) Некоторые из выступающих в прениях высказывали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения.
в) Как бы хорошо ты ни говорил, если ты говоришь слишком много, то в конце концов станешь говорить глупости. (1 балл)
9. Укажите сложное предложение, в составе которого четыре придаточных.
а) Пронеслась волна шквального ветра, ломая ветки, обрывая листья, и, озаряя всё вокруг неестественным белесым светом, сверкнула первая молния.
б) Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби.
в) Он был уверен, что ловкости хватит у него, и щуря глаза, мечтал о том, как загуляет завтра поутру, когда в его кармане явятся кредитные бумажки. (1 балл)
10. Укажите сложноподчинённые предложения с параллельным подчинением.
а) Если люди пронесли дружбу через всю жизнь, это значит, что она выдержала все испытания.
б) Прости, что видимся мы редко, что время разделяет нас.
в) Едва я вышел из вагона, как на меня обрушилось всё худшее, что таила в себе поздняя осень.
г) Казалось, дорога вела в небо, потому что она всё поднималась, сколько можно было видеть. (1 балл)
11. Переконструируйте простые предложения, превратив их в сложные. (2 балла)
Сейчас я могу передать словами состояние, овладевшее мною тогда.
Все свои силы я отдавал воплощению моей детской мечты в жизнь.