Развитие речи. Устное высказывание на лингвистическую тему - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Устное высказывание на лингвистическую тему - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: ознакомить учащихся с особенностями развернутого высказывания на лингвистическую тему; формировать умение строить такие высказывания.

Оборудование: раздаточный материал.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Какова особенность научного стиля речи?

• Каково его применение?

• Какие средства языка характерны для научного стиля речи?

• В чём особенность высказывания на лингвистическую тему?


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Над устным ответом на лингвистическую тему вы работали в предыдущих классах. В 9-м классе специальный урок для работы над развёрнутым устным высказыванием отводится в связи с окончанием изучения вами курса русского языка.

Вам предлагается тема, требующая широкого обобщения. Особое внимание уделим культуре устного ответа. Итак, тема развёрнутого устного высказывания — «Сложное предложение с союзной связью».


IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Объяснение учителя

По форме развёрнутый ответ на лингвистическую тему — это небольшое связное рассуждение в научном стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного последовательно и связанного интонационно или с помощью нужного слова. В нём выделяется тезис (то, что доказывается) и объяснение (доказательство).

В доказательной части ответа можно выделить пример и его объяснение.

По характеру систематизации материалов выделяют три типа ответов: 1) анализ одного языкового явления (описательная характеристика); 2) анализ группы явлений (обобщающая характеристика); 3) сравнение нескольких явлений (сравнительная характеристика). Они различаются определённой структурой, соответствующими средствами выражения.


2. Подготовительная работа по составлению устного развёрнутого высказывания на лингвистическую тему

а) Определите, какие из данных тем («Правописание н и нн в словах разных частей речи», «Грамматические признаки имён существительных и прилагательных», «Предложение как основная синтаксическая единица». «Написание безударных гласных в корне слова», «Предлог и союз — служебные части речи», «Причастие как форма глагола») требуют: 1) обобщающей характеристики, 2) сравнительной характеристики, 3) описательной характеристики.

б) Прочитайте ответ ученика на вопрос «В чём отличие сложного предложения от простого?». Какие недостатки в этом ответе? Простое предложение имеет одну грамматическую основу. Например: Витя пошёл в кино. Сложное предложение имеет две или несколько грамматических основ. Например: Витя пошёл в кино, а Толя пошёл в театр.

в) Прочитайте составленный учеником план на тему «Сложноподчинённое предложение». В чём вы видите недостатки этого плана? Составьте свой план на ту же тему и подготовьте по нему устный ответ.

План

1) Что такое сложноподчинённое предложение?

2) Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

3) Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

4) Сложноподчинённые предложения с придаточными степени и образа действия.

5) Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия, цели, сравнительными.

6) Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.

7) Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки.

г) Словарно-семантическая работа: в отличие от, различие между ними состоит в том, сходство между ними заключается в том; в качестве примера, например, к примеру, примером может служить, значит, следовательно, таким образом; во- первых, во-вторых, кроме того, вместе с тем.

д) Работа над усвоением норм русского литературного языка:

1) ударение в словах изложенный, приведённый; 2) правильное употребление предлогов в словосочетаниях связаны по смыслу (не за смыслом), отличие одного от другого (не между одним и другим), различие между ними (не различие одного от другого).


3. Формирование умения составлять устное развёрнутое высказывание на лингвистическую тему

а) Фронтальный опрос — повторение основных сведений о сложном предложении с союзной связью

• В чём отличие сложного предложения от простого?

• На какие виды делятся сложные предложения?

• Какие предложения называют сложносочинёнными, какие — сложноподчинёнными? В чём сходство и различие между ними?

• Какие союзы связывают простые предложения в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях?

• Какие виды придаточных предложений бывают в сложноподчинённом предложении?

• Что вы знаете о постановке знаков препинания в сложном предложении с союзами?

б) Работа над составлением плана устного лингвистического высказывания (работа в парах)

Сложное предложение с союзной связью

Примерный план

1) Деление предложений на простые и сложные, различия между ними.

2) Связь между простыми предложениями в составе сложного.

3) Сложные предложения с союзами и без союзов; деление сложных предложений с союзной связью на сложносочинённые и сложноподчинённые, их определение.

4) Сходство и различие между сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями.

5) Сложносочинённые предложения с различными видами сочинительных союзов.

6) Главное и придаточное предложения в сложноподчинённом:

а) различие между ними;

б) место придаточного по отношению к главному;

в) союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении;

г) виды придаточных предложений.

7) Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

8) Знаки препинания в сложных предложениях с союзами.

в) Ознакомление с основными требованиями к устному лингвистическому ответу (карточки разложены на каждой парте)

Ответ должен чётко соответствовать поставленному вопросу, полно раскрывать тему; быть правильным с точки зрения излагаемых лингвистических сведений; содержать необходимый иллюстративный материал (все положения должны подтверждаться примерами с их кратким анализом); представлять собой связное высказывание — текст.

г) Слушание ответов по отдельным пунктам плана и краткое обсуждение этих ответов

Примерный фрагмент высказывания

В русском языке, как и в украинском, предложения по своему строению делятся на простые и сложные. Простые предложения имеют одну грамматическую основу. В отличие от простого, сложное предложение состоит из таких частей, каждая из которых по своему строению напоминает простое предложение и имеет свою грамматическую основу. Например, в предложении Терпенье и труд всё перетрут одна грамматическая основа (однородные подлежащие терпенье и труд, сказуемое — перетрут), значит, это простое предложение. Примером сложного предложения может служить такое: Труд человека кормит, а лень портит. В нём две части, в каждой из этих частей — своя грамматическая основа: первая часть — труд человека кормит с грамматической основой труд кормит, вторая часть — лень портит, представляющая собой грамматическую основу. Таким образом, сложное предложение состоит всегда из двух или нескольких простых, связанных между собой в единое целое по смыслу и с помощью интонации. Кроме того, для связи простых предложений в составе сложного могут использоваться союзы. Такие предложения и относятся к сложным предложениям с союзной связью. Примером может служить приведенное сложное предложение, в котором простые связаны по смыслу (они противопоставляются), с помощью особой интонации и противительного союза а.


V. Домашнее задание

По составленному на уроке плану подготовить развёрнутое устное лингвистическое высказывание на тему «Сложное предложение с союзной связью».






Для любых предложений по сайту: [email protected]