Все уроки Русского языка 9 класс
Тематическая контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: совершенствование, систематизация и контроль знаний и умений учащихся по теме «Сложноподчинённое предложение»; проверка уровня усвоения темы.
Оборудование: текст диктанта (два варианта).
Тип урока: контроль и коррекция знаний и умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
I вариант
К СВЕТУ
Сознательно читать я научился, когда мне было лет четырнадцать. Жилось мне в ту пору трудно. Работал я много, почти до отупения, будни и праздники были одинаково загромождены мелким, безрезультатным трудом.
Я был совершенно потрясён, когда увидел в каком-то журнале портрет знаменитого Фарадея, прочитал непонятную мне статью о нём и узнал из неё, что Фарадей был простым рабочим. Это крепко ударило мне в мозг, показалось мне сказкой.
Точно какие-то дивные птицы сказок, книги пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своём стремлении к добру и красоте. И чем дальше, тем более здоровым и бодрым духом наполнилось сердце. Я стал спокойнее, увереннее в себе, более толково работал и обращал меньше внимания на бесчисленные обиды жизни.
...Книги шептали мне о другой жизни, более человечной, чем та, которую я знал; они указывали мне моё место в жизни. Всё более расширяя передо мной пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он сделал на земле.
(По М. Горькому)
Грамматическое задание
1) Подчеркните сказуемые в четвёртом предложении. В скобках укажите их тип.
2) Разберите по составу слова: прочитал, бесчисленные, спокойнее.
3) Начертите схему четвёртого предложения.
II вариант
ЖИВАЯ И МЁРТВАЯ ВОДА
Воды так много вокруг нас, что редко кто знает, как остро стоит вопрос об этом источнике жизни даже в нашей изобильной водами стране и как тщательно надо беречь это ценнейшее достояние народа. Даже в тех районах, где осадков и водных источников на первый взгляд совершенно достаточно.
Нет в мире страны, которая могла бы сравниться с нами водными богатствами.
Влаги, несомой нашими реками, с избытком хватило бы для обеспечения всех потребностей населения и хозяйства нашей страны на любой срок. Но беда в том, что наши водные ресурсы распределены крайне неравномерно. Нередки случаи, когда город или промышленный центр стоит на берегу большого водоёма, а пользоваться им почти невозможно. Это водоём, как говорят гидрологи, «мёртвый», то есть до отказа загрязнённый и отравленный сточными водами. К величайшему сожалению, таких «мёртвых» водоёмов у нас очень много. И если не принять необходимых мер, то этот мутный поток отравленной воды увеличится.
Такому отношению к достоянию народа должен быть положен конец. Оберегать водоёмы — долг каждого из нас!
(По В. Поповой)
Грамматическое задание
1) Подчеркните грамматические основы последнего предложения.
2) Разберите по составу слова: загрязнённый, источников, распределены.
3) Начертите схему первого предложения.