Все уроки Русского языка 9 класс
Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными (продолжение темы) - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными; продолжить отработку навыка постановки знаков препинания в предложениях этой конструкции.
Оборудование: учебные тексты.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Наблюдение над языковым материалом (запись на доске)
Прочитайте сложноподчиненные предложения. От главной части к зависимой поставьте вопрос. Вспомните, как называются сложноподчиненные предложения, придаточная часть которых поясняет главную и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью (Л. Толстой). Не слушайте никогда того, кто говорит дурно о других и хорошо о вас (Л. Толстой). Не называй человеком того, кто не заботится о благе своего народа (А. Навои).
2. Конструирование сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
Продолжите сложноподчинённые предложения, добавив изъяснительную придаточную часть.
Всему миру известно, что... .
Сила слов в том, что... .
Бессмертен тот, кто... .
Я знаю, почему... .
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Придаточные изъяснительные относятся к тем членам предложения, которые имеют значение речи, мысли и чувства. Это обычно глаголы, реже — другие части речи. Для публицистичного стиля характерно личностное эмоциональное отношение автора к предмету речи. Как эта особенность сказывается на употреблении сложноподчиненных предложений с изъяснительными придаточными? Характерны ли такие предложения для научного стиля? Ответом на эти и другие вопросы будет служить сегодняшний урок.
IV. Изучение нового материала
1. Коллективная работа над составлением типичной схемы СПП с придаточными изъяснительными (с консультацией учителя)
Падежные вопросы
[...глагол или другая часть речи со значением речи, мысли или чувства, требующая изъяснения + указ. слово], ( союзы что, будто, как и др., союзные слова что, кто и др., частица ли... )
2. Объяснение учителя
В публицистике широко используются сложноподчиненные предложения, характерные для научного стиля, в которых автор подчеркивает наиболее важное, типичное, например: Показательно, что многие молодые поэты хорошо чувствуют «пульс времени» (Г. Соловьев).
Существует один из способов цитирования, когда в главном предложении указывается, кому принадлежит цитата, в придаточном изъяснительном приводится цитируемый материал: Говоря о поэме «Мцыри», В. Белинский подчеркивал, что «картины природы обличают кисть великого мастера».
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Стилистический тренинг
а) Из произведения какого жанра взяты эти предложения? Объясните расстановку запятых.
Жаль, что слабее других разделов сборника оказалась лирика природы. Хочется отметить, что в поэме немало образных и психологически верных примет нашей жизни. Отрадно видеть, что вся поэма пересыпана образными картинами. Нас не может не порадовать и то, что автор умеет дать и выразительный сатирический штрих.
Составьте по этим образцам два сложноподчиненных предложения с эмоционально-оценочными главными предложениями, уместные в рецензии на художественное произведение.
б) К каким частям речи относятся отрывки? Какая стилевая черта усилена в них благодаря исправлениям?
Молодые кинематографисты пытаются сделать язык кино более выразительным. Ищут новых красок и старые мастера кино. Но герои многих произведений все еще не обладают яркими характерами. В яркий солнечный день в лесу бывает прекрасно.
Хорошо, что молодые кинематографисты пытаются сделать язык кино более выразительным. Хорошо, что ищут новых красок и старые мастера кино. Плохо, что герои многих произведений не обладают яркими характерами.
Невозможно сказать, до чего прекрасно бывает в лесу в яркий солнечный день.
Коллективный вывод: введение оценочных главных предложений усилило эмоциональность речи в публицистических и художественных текстах.
Комментарий для учителя
Учащиеся часто смешивают придаточные определительные с придаточными изъяснительными, если они поясняют существительное и присоединяются относительным местоимением что. Для различения этих видов придаточных существует «Правило-помощник».
Правило-помощник
В придаточном определительном что можно заменить словом который: Деревня, что виднеется вдали, отстроена заново. Деревня, которая виднеется вдали, отстроена заново. В придаточном изъяснительном такая замена невозможна: Известие, что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало.
2. Практическая работа
а) Определить, где что присоединяет придаточное определительное, а где изъяснительное. В каких предложениях что является союзом, а в каких союзным словом?
1) Сведения, что были получены при допросе пленного, были очень важны. Сведения, что Пугачев занял несколько крепостей, оказались верными. 2) Известие, что гости приедут сегодня, застали хозяйку врасплох. Известие, что привез староста, всех огорчило. 3) Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня. Мысль, что высказал Сергей, была спорной. 4) Объявление, что завтра будет субботник, вывесили заранее. Объявление, что сообщало о субботнике, вывесили заранее.
б) Спишите, объясните постановку знаков препинания. Укажите сложноподчиненные предложения с изъяснительными придаточными.
Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка. Научившись с малых лет говорить, он склоняет, спрягает, строит предложения по всем правилам грамматики, даже не подозревая, что такие правила существуют. Он говорит более или менее правильно, если его родители и другие люди, которые научили его говорить, сами владеют хорошей речью.
Но такого человека очень легко сбить с толку. Он может незаметно для самого себя испортить свой язык, усвоить неправильные обороты речи. Ведь он не изучал правил языка и не знает, что правильно и что неправильно (С. Маршак).
3. Слушание-понимание научно-популярного текста (с выполнением грамматического задания)
Послушайте текст, укажите тип речи и стиль, которому принадлежит текст.
Знаешь ли ты, что в Древней Руси культура достигла высокого уровня развития и многие жители знали грамоту?
Еще до недавнего времени мы думали, что в Древней Руси читать и писать умели лишь богатые люди. Не было ни одного свидетельства того, что грамоту знали простые люди. Но в 1951 году во время раскопок в Новгороде были обнаружены под слоями старой мостовой какие-то деревянные стружки с нацарапанными на них письменами. При их изучении оказалось, что эти потемневшие от влаги и от времени тонкие кусочки дерева были обыкновенной берестой. Нанесенные на бересте знаки оказались письмами древних новгородцев. Ученые выяснили, что березовая кора предварительно обрабатывалась. На внутреннюю сторону обработанной коры при помощи острых костяных или металлических палочек наносились буквы. Исследователям удалось прочитать письма. Это были деловые письма, жалобы крестьян на угнетение, частная переписка.
Все это позволяет утверждает, что грамотность была распространена и среди простого народа.
(По А. Сахарову, С. Троицкому)
Задание
• Докажите, что этот текст — рассуждение. Обратите внимание на формулировку тезиса, который доказывается.
• В сложноподчиненных предложениях с изъяснительными придаточными выделите грамматические основы.
• Определите цель использования в тексте сложноподчиненных предложений с изъяснительными придаточными.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа с применением интерактивного приема «Микрофон»
• Для чего используются конструкции с придаточными изъяснительными?
• Какими способами прикрепляются эти типы предложений к главному?
• На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные предложения?
• К каким членам главного предложения они относятся?
VII. Домашнее задание
Используя текст С. Маршака, подготовьте письменный ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать грамматику?». В своем высказывании постарайтесь использовать сложноподчиненные предложения с определительными и изъяснительными придаточными.