Все уроки Русского языка 9 класс
Развитие речи. Сочинение-рассуждение о роли знаний в жизни человека - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: продолжить работу над формированием умений и навыков, связанных с написанием сочинения- рассуждения; обучить умениям написания сочинений на заданную тему; совершенствовать речевые умения и навыки.
Оборудование: учебные тексты.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Мотивация учебной деятельности
Современная жизнь ставит сегодня перед школой и учащимися новые ответственнее задачи: учить хорошо и учиться хорошо.
Ведь сегодняшние школьники — завтрашние инженеры, строители, врачи, юристы, будут работать и давать продукцию в новом, XXI веке. Отсюда и повышение требовательности к каждому ученику уже сегодня.
Основной вопрос, который должен стоять перед каждым из вас: как максимально использовать школьный урок, как развивать свои способности в школе и дома, как дорожить минутой?
III. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. Слушание-понимание научно-популярного текста о роли знаний в жизни человека
Послушайте текст «Парта XXI века» и составьте (устно) сочинение-миниатюру (6-7 предложений) на тему «Школа будущего в моём представлении»
ПАРТА XXI ВЕКА
Известно мнение, что распространение вычислительной техники и информатики решительно повлияет на общее образование. Только путём быстрого распространения этого нового знания можно надеяться установить гармонию между быстро развивающимся миром машин и стремящимся к стабильности миром людей.
Уже сегодня наша школа должна осваивать ЭВМ и как предмет, и как средство обучения, сделать ЭВМ повседневно используемой машиной, а программирование — второй грамотностью.
Компьютеризация школьного образования — это глобальный процесс, это массовое явление, в которое вовлечены миллионы людей. Компьютеры приходят в школы развитых стран в нарастающих количествах, и поступательное движение этого движения необратимо.
Делает ли компьютер человека совершеннее? Он его развивает. Заставляет «шевелить мозгами». Дисциплинирует мышление.
Тренирует сообразительность. Ведь сама машина, её возможности — это продукт Интеллекта, и Интеллекта с большой буквы. Поэтому парта с компьютером — это пропуск в будущее.
(А. Ершов)
2. Слушание нескольких творческих работ (2—3 учащихся)
3. Обсуждение, анализ черновых вариантов, рабочих планов сочинений о роли знаний в жизни человека, выбор наиболее удачного из них (см. домашнее задание предыдущего урока)
Примерные темы и планы к ним
ШАГАЯ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ
План
1. Это начиналось так,
2. Мой путь по дороге знаний не был лёгким.
3. Область знаний, которая меня привлекает.
4. Как я предполагаю использовать свои знания.
ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ — ПРАЗДНИК ВСЕЙ СТРАНЫ
План
1. «Красный день календаря».
2. Учению «все возрасты покорны».
3. Учиться — не только наше право, но и обязанность!
4. Счастливой дороги в страну знаний!
ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ!
План
1. «В первый погожий сентябрьский денёк
Робко входил я под светлые своды...»
(Моя первая экскурсия по школе.)
2. «Учительница первая моя...»
(Мои первые шаги по стране знаний.)
3. «Так продолжаются школьные годы».
(Мои школьные будни и праздники: первый трудовой лагерь, собрания, диспуты.)
4. «...что там впереди?..»
(Немного пофантазирую...)
4. Слушание черновых вариантов сочинений-рассуждений, их редактирование
5. Написание творческих работ в тетрадях
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
Путь к знаниям нелёгок, он требует упорства, настойчивости. Но всякий труд бывает вознаграждён.
V. Домашнее задание
Творческое задание (в парах)
Проведите интервью с соседом по парте. Поинтересуйтесь:
• какие учебные предметы даются ему легко, какие требуют больших усилий, большого труда;
• как он относится к отметкам, какие отметки его больше радуют (полученные за выполнение домашних заданий или за работу на уроке);
• ограничивается ли он программными заданиями;
• какие теле- и радиопередачи он считает полезными для школьников;
• какую литературу читает.