Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Анализ контрольного диктанта. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь - ЧУЖАЯ РЕЧЬ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; углублять понятие о чужой речи, способах её выражения; показать связь чужой речи с комментирующей частью; выработать навыки постановки знаков препинания в предложениях с чужой речью, навыки правильной интонации в таких предложениях.
Планируемые результаты: умения анализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте, понимать их причины, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять предложения с чужой речью, разделять чужую речь и комментирующую часть, произносить предложения с чужой речью с правильной интонацией, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
(Наиболее часто встречающиеся ошибки разбираются на доске, затем ученики работают самостоятельно, заполняя свои индивидуальные карточки и выполняя работу над ошибками в специальных тетрадях. Учитель и хорошо успевающие ученики консультируют, помогают в работе.)
III. Проверка домашнего задания
1. Упр. 401 — чтение и обсуждение сочинений.
2. Задание повышенной трудности (с. 223) — устные сообщения и их обсуждение.
IV. Работа по теме урока
1. Повторение сведений о способах передачи чужой речи
Мы приступаем к теме, которая вам уже знакома. Опираясь на ваши знания, мы углубим представления о том, как можно передавать чужую речь. Будем анализировать предложения и делать выводы.
— Какие способы передачи чужой речи вам известны?
— Какое место в предложении может занимать прямая речь?
— Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?
— Можно ли при передаче чужой речи обойтись без прямой речи?
2. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, теоретических сведений, правила (с. 223—227).)
— Чем прямая речь отличается от косвенной? (См. правила на с. 227.)
Комментарии
Уточним некоторые особенности передачи чужой речи. Во-первых, воспроизвести можно не только слова, но и мысли.
“Только бы меня не спросили!” — подумал Андрей.
Во-вторых, выражение чужая речь условно. И сам говорящий может воспроизвести свою речь.
Я попросил учителя: “Повторите, пожалуйста, вопрос”.
Можно использовать косвенную речь.
Я попросил, чтобы учитель повторил вопрос.
Эту же информацию можно передать предложением с дополнением.
Я попросил учителя повторить вопрос.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
(Упр. 402, 404 — устное выполнение.)
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слово преемник.
— Составьте предложение с этим словом.
VI. Подведение итогов урока
— Что понимают под словами чужая речь!
— Какие части есть в предложениях с чужой речью?
— Какую роль играют глаголы, обозначающие речь?
Домашнее задание
1. Закончить работу над ошибками.
2. § 65-67.
3. Упр. 403.