Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
МЕЖДОМЕТИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ - Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами выделения междометий на письме, назначением междометий; обучения определению их текстообразующей роли, интонационно правильному произношению предложений с междометиями, разграничению употребления междометия о при обращении и без обращения. Способствовать развитию умений обнаруживать междометия в тексте, правильно расставлять знаки препинания при междометиях |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: материал для проведения самостоятельной работы |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Проверка домашнего задания |
Проводит проверку домашнего задания |
Выступают с публичными докладами, рецензируют выступления по памятке “Требования к устному выступлению” |
Осуществляют контроль учебных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
III. Работа по теме урока. 1. Наблюдение за междометиями. 2. Ознакомление с теоретическим материалом. |
На доске записано предложение: Поэта дом опальный, о Пущин мой, Ты первый посетил. (А. Пушкин.) Задание: найти междометие. Предлагает прочитать теоретические сведения в учебнике на с. 215-216. Знакомит с особенностями междометия. (См. Ресурсный материал.) |
Выполняют задание. Обращают внимание на то, что междометие о употреблено вместе с обращением, знак препинания после междометия не ставится. Читают теоретические сведения. Делают вывод, что междометия грамматически не связаны с предложением, не являются членом предложения, выражают различные чувства, выделяются запятой или восклицательным знаком. Внимательно слушают. |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, умением работать с учебной статьей, навыками работы с учебником, самостоятельной работы, базовыми предметными понятиями. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя |
3. Тренировочные упражнения |
1. Дает задание выполнить упр. 390. 2. Дает задание выполнить упр. 392. 3. Проводит выборочный диктант по упр. 393. Напоминает, что в данном случае знак препинания после междометия не ставится. 4. Организует выполнение самостоятельной работы. (См. Ресурсный материал.) Задание: записать, расставляя знаки препинания; указать междометия, определить их роль |
Выполняют задание устно. Находят междометия, интонационно правильно читают стихотворение А. Галича, определяют тему стихотворения. Выполняют задание устно. Читают выразительно, затем списывают, расставляя запятые. Выписывают предложения с междометием о, употребленным только вместе с обращением. Выполняет самостоятельную работу |
|
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Над какой темой работали? - Что нового узнали? - Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему? - Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: составить диалог, используя междометия; выписать из басен И. А. Крылова семь предложений с междометиями (по выбору) |
Отвечают на вопросы. Проводят самоанализ учебной деятельности. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
Междометие (особенности)
1) Особая часть речи: ни самостоятельная, ни служебная.
2) Выражает чувства, настроения, побуждения, но не называет их.
3) Не является членом предложения: Жизнь, увы, не вечный дар. (А. Пушкин), но может употребляться в значении других частей речи: В лесу слышалось звонкое ау.
4) Производное (из самостоятельных частей речи): Караул!
Непроизводное: ах, ох, ну, эй и др.
5) Не изменяется.
6) Употребляется в устной речи. В художественных произведениях чаще встречается в диалогах.
Самостоятельная работа
1) О погляди как та звезда горит горит и потухает. (А. Фет.)
2) Ах как хорошо мы научились говорить! Ах как плохо научились слушать! (Р. Рождественский.)
3) Увы дворец Бахчисарая скрывает юную княжну. (А. Пушкин.)
4) Увы печальна и бледна похвал не слушает она. (А. Пушкин.)
5) Чу где-то высоко в небе послышался негромкий, протяжный звук. (Г. Скребицкий.)
6) Псари кричат Ахти ребята вор! (И. Крылов.)
7) Эй откликнись кто идет? (А. Блок.)
8) Ах злые языки страшнее пистолета. (А. Грибоедов.)