Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР. СОСТАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОГО ПИСЬМА - Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: развитие речи |
||
Педагогические задачи: создать условия для закрепления умений составлять деловое письмо, использовать обращение, учитывая адресата и цель делового письма, соблюдать официально-деловой стиль |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного й письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: толковый словарь С. И. Ожегова |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Постановка учебной задачи |
- Вы знаете, что такое письмо? Часто ли вы в своей жизни пишете письма? Какие бывают письма? Чем отличается деловое письмо от дружеского? Какие слова обязательно должны встречаться в письмах? На эти вопросы мы сегодня постараемся ответить |
Отвечают на вопросы. Внимательно слушают |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи |
III. Работа с толковым словарем |
Организует и проводит словарную работу со словом эпистолярный. Дополняет ответы учеников. (См. Ресурсный материал.) |
Выясняют значение слова эпистолярный по толковому словарю |
Владеют навыками работы со справочной литературой. Умеют внимательно слушать |
IV. Подготовка к написанию делового письма |
- В XIX веке письма имели классификацию и подразделялись на пригласительные, рекомендательные, извинительные, поздравительные, просительные, благодарственные, сочувственные. Вот образцы подобных писем. (См. Ресурсный материал.) На основе упр. 357 напоминает о том, что обращение употребляется в разных стилях речи, заостряет внимание на оформлении обращения в деловом письме. Дает задание выполнить упр. 359 |
Внимательно слушают. Самостоятельно знакомятся с образцами. Обмениваются мнениями. Записывают начало делового письма, отмечают особенности официально- делового стиля. Записывают начальные фрагменты из деловой переписки |
Умеют внимательно слушать. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль |
V. Составление делового письма |
Предлагает выполнить упр. 360: I вариант - обращение к официальному лицу; II вариант - деловое предложение о сотрудничестве |
Составляют текст делового письма. Зачитывают работы |
Владеют навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль |
VI. Дискуссия “Нужны ли письма в наше время?” |
Организует и проводит дискуссию |
Участвуют в обсуждении вопроса |
Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что выполняли на уроке? - Испытывали ли вы затруднения при выполнении работы? Как думаете, почему? - Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: выполнить упр. 358 |
Отвечают на вопросы. Проводят самоанализ учебной деятельности. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
Этимологическая справка
Письма появились очень давно. Конечно, древние образцы не были похожи на современные: они могли представлять собой веревочку с завязанными на ней узелками (узелковое письмо), глиняные дощечки с клинообразными изображениями (клинопись - у вавилонян); были и пиктографические письма в виде изображений (образов, рисунков). Некоторые стали памятниками древнего искусства, например палетка фараона Нармера из Иераконполя.
Слово эпистолярный произошло от латинского слова эпистола (послание, письмо). Эпистолярный жанр - эти письменный жанр как средство делового и личного общения. Эпистолярный жанр был наиболее распространен в литературе эпохи сентиментализма. Существовали достаточно объемные произведения, состоящие только из писем героев (Ж.-Ж. Руссо “Новая Элоиза”). Эпистолы включали в свои произведения и писатели других эпох. Например, Л. Н. Толстой “Война и мир”, Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, А. И. Куприн “Гранатовый браслет” и другие известные русские классики XIX в. А письма Татьяны и Онегина из романа А. С. Пушкина - “чистейшей прелести чистейший образец”.
Эпистолой называют также один из лирических жанров - стихотворение в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной или другому лицу.
Образцы писем XIX в.