Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ - Урок 2 - ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с видами уточняющих членов предложения, правилами выделения уточняющих членов предложения; обучения нахождению обособленных членов предложения, разграничению обособленных обстоятельств, определений и уточняющих членов предложения, графическому объяснению условий обособления, нахождению обособленных уточняющих членов предложения, выделению их знаками препинания, определению их текстообразующей роли, распознаванию обособленных обстоятельств уступки с предлогом несмотря на, выделению их запятыми, распознаванию обособленных определений и уточнений в художественном тексте, объяснению использования авторских выделительных знаков вместо запятых, определению их роли в раскрытии авторского замысла, использованию предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: таблица “Обособление уточняющих членов предложения”; материал для преобразования предложений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Работа по теме |
Ввиду приближения шторма - иметь в виду; ненастье в продолжение месяца - в продолжении романа; пойти в лес, несмотря на дождь - шли, не смотря по сторонам; вышла из берегов вследствие дождей - в следствии по делу появились новые обстоятельства; отдыхать в течение десяти дней - в течении реки. |
Сравнивают примеры в парах, наблюдают за орфографическими изменениями, объясняют их, переписывают. |
Осуществляют контроль учебных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Высказывают и аргументируют свою позицию. |
урока. |
|||
1. Орфографическая работа. |
|||
2. Повторение теоретических сведений. |
- Опираясь на таблицу, расскажите об условиях обособления уточняющих членов предложения. (См. Ресурсный материал.) |
Рассказывают об обособлении уточняющих членов предложения, опираясь на таблицу. Замечают, что уточняющими могут быть любые члены предложения, в том числе главные. |
Извлекают необходимую информацию из таблицы, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. |
3. Фронтальная работа. |
Дает задание выполнить упр. 327. |
Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях. |
Владеют базовыми предметными понятиями. |
4. Преобразование предложений |
1. В предложения ввести уточняющие члены, дополненные предложения записать, правильно расставив знаки препинания. Вечером зашел разговор о рыбной ловле. Справа находилась небольшая березовая рощица. Высокие и толстые деревья окружали нас со всех сторон. 2. В предложения ввести обороты со значением включения, исключения. Правильно расставить знаки препинания. Все деревья уже покрылись зелеными листочками. Все учащиеся дружно работали в классе. |
Преобразуют предложения, записывают получившиеся варианты, подчеркивают уточняющие члены предложения, расставляют знаки препинания |
Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, базовыми предметными понятиями. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют контроль учебных действий |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Какова роль уточняющих членов предложения? Чем они могут быть выражены? Как они выделяются на письме? В устной речи? Домашнее задание: § 52, упр. 328; подготовиться к уроку-зачету по теме “Обособленные и уточняющие члены предложения” |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
Обособляются |
Примеры |
Уточняющие обстоятельства места и времени |
С экскурсии ребята вернулись поздно ночью, в двенадцать часов |
Уточняющие члены предложения, присоединяемые при помощи союзов то есть, или (= то есть) |
Песцы, то есть полярные лисицы, успешно разводятся в неволе |
Уточняющие члены со словами особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе и др. |
Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику |
Уточняющие дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, включая, наряду с, несмотря на и др. |
Наряду с изучением английского языка, он занимался еще и французским |