Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
БУКВЫ Н И НН В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ПРИЧАСТИЙ И НАРЕЧИЙ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ
Тип урока: повторительно-обобщающий |
||
Педагогические задачи: создать условия для повторения условий выбора н и нн в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; отработки умения графически обозначать условия выбора данных орфограмм; обучения разграничению кратких прилагательных и кратких причастий, наречий и слов категории состояния. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: Зелинская, С. Правописание н и нн в разных частях речи. URL : http://ms.lseptember.ru/article.php?ID=200102211; сигнальные карточки (красного и зеленого цвета); алгоритм правописания н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Лингвистическая разминка. |
На доске слова: алычовый - грушевый. - К какой части речи относятся эти слова? - Как вы это определили? - Вспомните правило написания о/ё после шипящих в суффиксах прилагательных. Прочитайте эти слова |
Отвечают на вопрос учителя. Называют признаки прилагательного: обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? |
|
2. Беседа. |
вслух. - Объясните, почему в слове грушевый пишется е, а в слове алычовый -о. - От каких слов образованы прилагательные, написанные на доске? К какой части речи они относятся? Сделайте вывод: от какой части речи могут образовываться прилагательные. - Не все прилагательные образуются от существительных. Некоторые из них образуются и от глаголов, например: мощеная (дорога), жареная (картошка), вареная (рыба). - А какая еще часть речи образуется от глагола и отвечает на вопрос какой? - Чем отличаются отглагольные прилагательные от причастий? |
Принимают активное участие в беседе. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Делают выводы и умозаключения. Умеют слушать. |
3. Работа с сигнальными карточками |
- У вас на столах лежат зеленые и красные карточки. Покажите зеленую карточку, если в словосочетании встретится причастие; красную - если встретится отглагольное прилагательное: сваренный суп, приготовленный суп, мощеная дорога, вымощенная дорога, вязаный свитер, вязанный крючком, груженая машина, груженная кирпичом |
Выполняют задание |
Владеют навыками контроля учебных действий, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Умеют слушать |
III. Постановка учебной задачи |
- Сегодня на уроке мы будем изучать правописание н и нн в суффиксах причастий, прилагательных и наречий. - Рассмотрите таблицу на с. 18 учебника и скажите, почему важно уметь определять часть речи, чтобы правильно написать суффикс? |
Изучают таблицу и отмечают, что правописание н и нн в суффиксах зависит от части речи. - Чтобы не ошибиться, нужно сначала определить часть речи, а потом применить соответствующее правило |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Ориентируются на страницах в учебнике. Используют сведения таблицы для решения учебно-практических задач |
IV. Работа по теме урока. 1. Работа с алгоритмом. 2. Работа с учебником (упр. 21). 3. Творческая работа |
- Чтобы не ошибиться на письме, нужно усвоить алгоритм. (См. Ресурсный материал.) - Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте условия выбора орфограммы на месте скобок - В упр. 22 слова расположены в двух группах. Объясните почему. - Перепишите данные словосочетания. Работа с первой группой слов. Докажите, что перед вами краткое причастие. Для каждого примера составьте словосочетание, так чтобы краткое причастие стало полным. Образец. Сочинение написано. Написанное сочинение. Работа со второй группой слов. Докажите, что перед вами краткое прилагательное. Для каждого примера составьте словосочетание, так чтобы краткое прилагательное стало полным. Образец. Формулировки туманны. Туманные формулировки |
Анализируют алгоритм. Работают с упражнением. Выполняют творческое задание в тетрадях |
Используют сведения из таблицы для решения учебно-практических задач. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Умеют слушать. Принимают и сохраняют учебные задачи |
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Опираясь на алгоритм, расскажите о правописании н и нн в причастиях, прилагательных и наречиях. Домашнее задание: § 4, упр. 24 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Принимают и сохраняют учебные задачи |
Ресурсный материал
Алгоритм правописания н и нн в причастиях, прилагательных и наречиях
Слово отвечает на вопрос какой? и образовано |
|||
от существительного |
от глагола |
||
нн |
н |
нн |
н |
1. Основа сущ. с конечным н + суффикс -н- (луна - лунный). 2. Основа сущ. + суффикс -енн-/-онн- (качественный, авиационный) |
1. Основа сущ. + суффикс -ин- (гусь - гусиный). 2. Основа сущ + суффикс -ан-(-ян-) (кожа - кожаный, глина - глиняный) |
если есть |
если нет |
1. На конце -ованный/-ёванный (кроме жёваный, кованый). 2. Совершенный вид. 3. Приставка, кроме не-. 4. Пояснительное слово |
В краткой форме
прилагательных |
причастий |
Как в полной форме |
н |
ценная вещь → вещь ценна румяная девочка → девочка румяна |
выкрашенный → выкрашены |
воспитанный → воспитаны |
Исключения
Запомните: синий, зеленый, багряный, румяный, свиной, юный, рдяный, пряный, приданое, названый (брат), смышленый, посажёный (отец) |
Деревянный, оловянный, стеклянный, ветреный (но безветренный), медленный, желанный, нечаянный, негаданный, неслыханный, нежданный, невиданный, священный |