Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ
Тип урока: повторительно-обобщающий |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с видами предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные), со средствами связи простых предложений в сложных, с видами сложных предложений; обучения определению вида сложного предложения, соотнесению содержания с графической схемой, созданию графических схем сложных предложений, правильному употреблению разделительных и выделительных запятых. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Актуализация |
- Посмотрите на предложенные схемы и скажите, какой |
- Разделительные знаки. |
Используют схему для решения |
опорных знаний |
тип знаков препинания в них встречается: разделительные знаки, выделительные знаки, знаки завершения. О, О О, а О - Что разделяют эти знаки? - Составьте предложения, которые бы соответствовали этим схемам. Расставьте знаки препинания. - Сколько событий, фактов, фрагментов действительности отражает каждое предложение? -Такие предложения мы относим к простым. Используя это определение, сформулируйте определение сложного предложения |
- Однородные члены предложения. Двое учеников записывают по одному предложению на доске. - Каждое предложение отражает одно событие. - Сложное предложение - предложение, в котором отражается больше одного события, факта, фрагмента действительности |
учебно-практических задач. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий, способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Делают выводы и умозаключения. Умеют слушать |
III. Постановка учебной задачи |
- Сегодня на уроке мы будем изучать знаки препинания в сложных предложениях. Для этого нам понадобится ответить на следующие вопросы: каковы признаки сложного предложения? На какие виды делятся сложные предложения? Каковы средства связи между простыми предложениями в составе сложного? |
Читают вопросы, записанные на доске |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Умеют слушать |
IV. Работа по теме |
- На с. 12 учебника приведены примеры предложений. |
Работают с предложениями, анализируют их и делают выводы. |
Ориентируются на страницах |
урока. 1. Самостоятельные наблюдения. |
Прочитайте их и скажите, в каких предложениях отражено одно событие, а в каких - два? Сделайте вывод: какие из этих предложений являются простыми, а какие - сложными. |
в учебнике. Делают выводы и умозаключения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют |
|
- Обратите внимание на сложные предложения. Назовите для каждого случая, из каких простых предложений составляется сложное. С помощью каких языковых средств? - Какова функция запятой между простыми предложениями в составе сложного? |
Называют простые предложения в составе сложных. Отмечают, что простые предложения связаны между собой с помощью союзов и интонационно. Между частями сложного предложения ставится запятая. - Разделительная. |
способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Умеют слушать. |
|
2. Анализ предложений. |
- Из упр. 12 выпишите, расставляя пропущенные запятые, сложные предложения: сначала бессоюзные, а затем союзные. Подчеркните грамматические основы. Выделите средства связи в союзных предложениях. - Найдите предложения, которые относятся к одной и другой группе. - Среди выписанных союзных предложений найдите те, которые состоят из равноправных частей. Назовите союзы, с помощью которых в них связываются простые предложения. Найдите сложные предложения, которые |
Выписывают сначала бессоюзные предложения, затем союзные. Подчеркивают грамматические основы. Выделяют союзы, которые соединяют простые предложения в составе сложных. Находят сложносочиненные предложения и называют средства связи простых предложений в них. Находят сложноподчиненные предложения |
Владеют навыками контроля и оценки учебных действий, способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников. Умеют слушать. |
3. Закрепление полученных знаний. 4. Контроль усвоения темы |
состоят из неравноправных частей (одна часть зависит от другой). Назовите союзы, с помощью которых соединяются простые предложения. - Прочитайте теоретические сведения на с. 13 учебника. Проводит устную работу по упр. 13. На доске записаны простые предложения. Предлагает составить из простых предложений сложные: 1) М. В. Ломоносов - автор первой русской грамматики. С именем М. В. Ломоносова мы можем встретиться не только на уроках химии, физики, но и русского языка и литературы. 2) Мы изучаем русскую литературу XIX века. Знать ее - потребность каждого культурного человека. Проводит диктант, упр. 20 |
и называют средства связи простых предложений в них. Читают теоретические сведения. Систематизируют полученные знания по таблице, предложенной в упр. 13. Устно составляют предложения для примеров. Выполняют упражнение |
Владеют навыками работы с учебной статьей, способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников. Используют таблицу для решения учебно-практических задач. Умеют слушать. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий |
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Расскажите о сложном предложении, опираясь на вопросы, поставленные в начале урока (записанные на доске). Домашнее задание: § 3, упр. 16 |
Отвечая на поставленные вопросы, составляют рассказ о сложном предложении. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Принимают и сохраняют учебные задачи |