Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
РОЛЬ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ДОПОЛНЕНИЕ - Второстепенные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с второстепенным членом предложения - дополнением; обучения распознаванию дополнений в предложении, определению их вида и способов выражения, разграничению употребления неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого, использованию в речи прямых дополнений, выраженных существительными в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании, распознаванию дополнений, выраженных словосочетаниями, разграничению прямого дополнения и подлежащего |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя / Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 2003; таблица “Дополнение”; предложение для фронтальной работы |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Работа над ошибками, допущенными в диктанте |
Ставит проблемные вопросы, просит учеников найти ошибкоопасные места |
Выполняют работу над ошибками |
Умеют слушать. Владеют навыками контроля учебных действий, самостоятельной работы |
III. Работа по теме урока. 1. Беседа. 2. Работа с предложением. |
Проводит беседу по вопросам учебника на с. 71-72. - Запишите предложение: И сегодня над широкой белой скатертью полей я простился с запоздалой вереницей журавлей. - Подчеркните грамматическую основу. Докажите, что второстепенные члены играют в предложении невторостепенную роль. - На с. 72-73 учебника прочитайте сведения о второстепенных членах предложения. |
Отвечают на вопросы учебника о второстепенных членах предложения. Записывают предложение, подчеркивают грамматическую основу. Выделяют грамматическую основу предложения и приходят к выводу, что второстепенные члены уточняют смысл предложения, конкретизируют его, придают художественную образность, поясняют другие члены предложения. Подтверждают свою мысль теоретическими сведениями учебника. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на проблему. Извлекают необходимую информацию из учебной статьи, ответов сверстников. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют навыками контроля учебных действий, самостоятельной работы. |
3. Работа с теоретическим материалом |
- Рассмотрите таблицу. (См. Ресурсный материал.) - Что вы уже знали о дополнении? - Что нового вы узнали сегодня? - Прочитайте § 24. - Что еще можно добавить в таблицу? - Какие виды дополнений существуют? - Как их различать? - С помощью материала учебника составьте самостоятельно схему “Виды дополнений” |
Анализируют таблицу. Обобщают уже известные сведения, дополняют их новыми сведениями из учебника. Составляют схему “Виды дополнений”. Один ученик работает у доски. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений учителя, сведений из таблицы, схемы. Владеют навыками самостоятельной работы, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем |
IV. Закрепление изученного материала. 1. Фронтальная работа. 2. Творческая работа |
Дает задание выполнить упр. 124, 129. - Найдите неправильно употребленные дополнения в упр. 130 и отредактируйте |
Выполняют упражнения; учатся видеть дополнения в тексте, отличать прямые дополнения от косвенных. Находят ошибки в употреблении дополнений, исправляют их |
Владеют навыками контроля учебных действий, самостоятельной работы, базовыми предметными понятиями |
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Какую роль играют второстепенные члены в предложении? - Опираясь на схему, расскажите о прямых и косвенных дополнениях. Домашнее задание: § 23, 24; упр. 128 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий |
Ресурсный материал
Дополнение
Вопрос |
Способ выражения |
Примеры |
Вопросы косвенных падежей (кроме Им. п) |
1. Существительное в косвенном падеже. 2. Местоимение в косвенном падеже. 3. Числительное в косвенном падеже. 4. Наречие (в значении сущ.). 5. Н. ф. глагола. 6. Прилагательное (в значении сущ.) в косвенном падеже |
1. Дали ложку. 2. Дали мне. 3. Делить на пять. 4. Завтра не будет похоже на сегодня. 5. Прошу говорить. 6. Вспоминали о прошлом |