Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: контрольный |
||
Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения контрольного диктанта по теме “Главные члены предложения”; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: записи на доске для подготовительной работы |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Подготовка к диктанту. 1. Первичное чтение текста. 2. Подготовительная работа |
- Прослушайте текст диктанта. Скажите, встретилось ли вам что-то непонятное? Читает текст. - Раскройте скобки: начинае(ться, тся), останавлива(тся, ться), завершае(тся, ться), распространяе(тся, тъся), распространя(тся, ться). - Найдите деепричастие: расширять, расширяясь, расширенный. Как деепричастие выделяется на письме? - Объясните постановку знаков препинания в этом предложении: Петер Фаберже - сын ювелира, открывшего более ста лет назад в Петербурге магазин золотых и бриллиантовых вещей, знаток прикладного искусства, талантливый предприниматель |
Слушают текст диктанта. В случае возникновения затруднений обращаются к учителю. Применяют необходимое правило, раскрывают скобки. Находят деепричастие, вспоминают правило обособления одиночных деепричастий и деепричастных оборотов. Подчеркивают грамматическую основу; объясняют постановку тире между подлежащим и сказуемым, между однородными членами, выделение запятыми причастного оборота |
Умеют слушать. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками, навыками самостоятельной работы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
III. Диктант. 1. Запись текста под диктовку. 2. Проверка ошибок. 3. Грамматическое задание |
Диктует текст. (См. Ресурсный материал.) Читает текст повторно. 1. Графически объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым. 2. І вариант - объяснить постановку знаков препинания в предложении: Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. II вариант - объяснить постановку знаков препинания в предложении: Постепенно его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну |
Пишут диктант. Проверяют себя, сверяясь с текстом. Выполняют грамматическое задание |
Умеют слушать. Владеют навыками самостоятельной работы, контроля и оценки учебных действий |
Ресурсный материал
САМОЕ БОЛЬШОЕ
А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек мудрее.
Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Мудрость же открыта и надежна.
(Д. С. Лихачев.)