Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год
Русский язык в современном мире
Цели: кратко познакомить с программой 8 класса, с учебником; закрепить понятия о месте русского языка в группе восточнославянских языков, о его основных функциях, его значении как государственного языка и одного из мировых языков; учить понимать высказывания на лингвистическую тему.
Планируемые результаты: понимание места и значения русского языка в современном мире; осознание того, что владение русским языком — важнейший показатель культуры человека; умения самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; формирование стартовой мотивации к изучению предмета.
Ход урока
I. Организационный момент
(Поздравление с началом учебного года, перекличка. Знакомство с общей структурой курса 8 класса: три урока в неделю.)
II. Работа по теме урока
1. Знакомство с учебником. Слово учителя
Программа по русскому языку в 8 и 9 классах включает одну большую тему — “Синтаксис и пунктуация”. В этом году мы будем заниматься синтаксисом словосочетаний и простых предложений, а в следующем, выпускном в общеобразовательной школе, — синтаксисом сложных предложений. Так мы переходим от изучения наименьшей единицы языка — фонемы к изучению самой крупной единицы языка — текста.
Для уроков нам, прежде всего, необходим учебник.
— Перелистайте его страницы. Обратите внимание на форзацы, условные обозначения (с. 3), оглавление, бегло определите, что нам предстоит изучить за год. Особое внимание обратите на приложения, в которых содержатся подсказки: как выполнять различные виды лингвистического разбора, как правильно писать и произносить слова (словарики).
— Кто авторы учебника?
— Чем отличается учебник, его оформление от учебника прошлых лет?
Опережающее задание: при выполнении упражнений определить названия произведений, из которых взят тот или иной пример.
(Возможно поощрение: за несколько правильных ответов хорошая оценка).
2. Лекция учителя с элементами беседы. Русский язык в современном мире
Язык — живое, развивающееся явление. Как и всё в мире, языки рождаются и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. Классическим примером может служить жизнь древнегреческого и латинского языков. Они считаются мёртвыми, потому что на них не говорят современные люди. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки; латынь, например, стала языком науки, большая часть новейшей научной терминологии основана на древнегреческом и латыни. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить названия школьных дисциплин (литература, математика, физика, химия, биология, география) или предметов, окружающих нас в повседневной жизни (телефон, телевизор, радио, велосипед, автомобиль, компьютер, монитор, мобильник, тетрадь).
Это не значит, что русский язык такой несамостоятельный. Это значит, что он восприимчивый, гибкий, что он способен впитывать опыт других стран и народов, что он развивает традиции культуры. Получается, что с помощью языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми, которые жили до нас за тысячи лет, с людьми, которые живут сейчас за тысячи километров.
— Что может язык?
— Для чего он нужен?
— Каковы его функции? (Быть средством общения и средством выражения мыслей и чувств.)
3. Работа по учебнику
(Упр. 1 — чтение и обсуждение статьи.)
III. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 2 — составление опорного конспекта.
2. Упр. 4 — обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамок (с. 4—6).
— Устно составьте с этими словами предложения.
3. Запись и обсуждение высказываний о русском языке
• “Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название ещё драгоценнее самой вещи”. (Я. Гоголь)
• “Бессмертие народа — в его языке”. (Ч. Айтматов)
— Как вы понимаете эти высказывания?
IV. Подведение итогов урока
— Что означает понятие государственный язык!
— В каких случаях проявляется функция межнационального общения?
— Каковы причины распространения русского языка?
— Какие факты подтверждают важное международное значение русского языка?
Домашнее задание
1. Упр. 2 — пересказать текст.
2. Упр. 3 — выполнить одно из заданий повышенной трудности (по выбору).
3. Рассмотреть таблицу (с. 8—10).