ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ - Урок 3 - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ - Урок 3 - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: формирование умений: 1) правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; 2) составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; 3) употреблять обобщающие слова в текстах разных стилей.


I. Контрольный словарный диктант.


I вариант

II вариант

1.

постамент

пьедестал

2.

аттракцион

кандидат

3.

галерея

декларация

4.

достоинство

ансамбль

5.

во что бы то ни стало

реставрация

6.

труженик

выразить

7.

аудитория

лаборатория

8.

экспозиция

кульминация

9.

пьеса

поражать

10.

ландшафт

галерея

11.

воплотить

эксперимент

12.

режиссер

достоинство

13.

преданность

легенда

14.

композитор

фестиваль

15.

конференция

депутат

16.

профессия

традиция

17.

лаборатория

корреспондент

18.

иллюминация

талантливый

19.

иллюстрированный

комиссия

20.

конгресс

обелиск

21.

дебаты

аудитория

22.

архитектор

дискуссия

23.

пьедестал

иллюстрация

24.

экспериментировать

репетиция

25.

аттестат

как будто

26.

не что иное, как

во что бы то ни стало

27.

как ни в чем не бывало

ничто иное не интересовало


II. Проверка домашнего задания.

1. Один ученик выписывает слова, в которых надо было вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

2. Два ученика составляют схемы предложений домашнего упражнения: один — 1, 5, 6, 10-го, другой — остальных.


III. В это время класс получает задание составить предложение, выполнив следующие действия:

1) из предложения Неискушенному человеку в книжном мире нужен проводник взять существительное, которое является дополнением, поставить его в предл. пад. с предлогом в; согласовать данное существительное с указательным местоимением из предложения Это занятие не приносило ему радости (в этом человеке);

2) добавить сказуемое предложения Здание удивляло своей архитектурой (удивляло);

3) добавить подлежащее предложения Всё было залито водой (всё).

Продолжить полученное предложение однородными членами к обобщающему слову (В этом человеке удивляло всё ...).


IV. Закрепление материала.

1. Учитель сообщает учащимся о роли обобщающих слов и о постановке знаков препинания при однородных членах в научном стиле речи.

Запись предложения Однородными могут быть различные члены предложения: 1) подлежащие; 2) сказуемые; 3) определения; 4) дополнения; 5) обстоятельства.

2. Задание: дописать предложения, расставляя знаки препинания.

1) Однородные члены соединяются сочинительными союзами следующих трех групп: а) соединительные (и, да) (в значении «и»), ни ... ни ...

2) Большинство сочинительных союзов нейтрально к стилю речи, т. е. употребляется во всех стилях. Однако в книжном стиле наиболее употребительны следующие союзы: ... (как ... так и ..., не только ... но и ..., не столько ... сколько, однако, хотя и ... но).

3) В поэтической речи употребляются повторяющиеся союзы, как-то: ... (и, ни ... ни, иль, или).

4) В разговорном стиле и в произведениях народного творчества употребляются союзы ... (да, не то ... не то, то ли ... то ли) (в последнем предложении нет обобщающего слова. Ср.: употребляются следующие союзы: ...).


V. Объяснительный диктант.

В Спасском-Лутовинове всегда было много гостей. Здесь гостили Лев Толстой и актриса Савина, Фет и Некрасов. Славу усадьбы поддерживал и сам Тургенев, любивший эти места: дороги с плавными изгибами по холмам, тихие пруды, сады и острова, леса, парк. Липы и рябина, дубы и клены, яблони, елки и ясени — все перемешано в этом парке. Зелень, вода в прудах, птичий гомон, деревенские песни, охота — это и был мир, родивший Тургенева. Не всё в парке помнит писателя, потому что деревья умирают, как и люди. Но многое здесь такое же, как и при Тургеневе: липовые аллеи, косматые ели, солнечные поляны, покрытые шалфеем и одуванчиками, парк, поле, крики грачей на тополях в усадьбе. И все-таки воспринимаешь это как открытие. Убеждаешься в том, что даже самое значительное питается обычными земными соками.

(По В. Пескову.)

— Подберите заголовок к тексту. К какому стилю речи он относится? Докажите. Определите роль повторяющихся союзов в тексте.


Домашнее задание: упр. 289.






Для любых предложений по сайту: [email protected]