Уроки Русского языка в 8 классе
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель урока: дать понятие о грамматическом значении предложения; закрепить сведения о делении предложений по цели высказывания, интонации, по строению (по наличию главных, второстепенных членов, осложненности и пр.).
I. Выборочная проверка домашнего задания.
II. Орфографическая работа.
Не нравится неряшливо выполненная работа; остановиться в нерешительности перед неприступной преградой; взглянул далеко не ласково; неточные расчеты; недорогой, а красивый ситец; не умолкающий ни на минуту гул.
III. Запись под диктовку предложений с выделением в них грамматических основ, характеристикой (устно) предложений по цели высказывания, интонации.
1) Солнце, не видимое уже за горизонтом, где-то справа еле-еле освещает кусочек неба. 2) Вот в небе загорелись блестящие звездочки. 3) Их неунывающие глаза вызовут у вас восхищение. 4) Полюбуйтесь ими!
При анализе предложений дается понятие об их грамматическое значении, которое связано с наклонением и временем глагола. Внимание учащихся обращается на следующее: в 1-м предложении содержится сообщение о том, что происходит сейчас, в настоящем времени; во 2-м — произошло; в 3-м — о том, что произойдет, т. е. все сообщаемое в этих предложениях является реальным и отражает совершение действия в настоящем, прошедшем и будущем. В последнем предложении сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении, поэтому предложение имеет значение побуждения, т. е. сообщаемое не является реальным.
(Ср.: Полюбовались бы вы! — сказуемое выражено глаголом в условном наклонении; значение предложения — выражение желательности.)
IV. Работа с материалом учебника (§ 8, с. 42). Выполнение упр. 86, 87 (устно).
V. Работа с таблицей.
Учащиеся с помощью учителя составляют таблицу.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. Роль в языке |
Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как реальная, или как желательная, или как возможная при определенных условиях |
2. Строение и виды предложений по количеству главных членов |
Имеет грамматическую основу, состоящую из двух (двусоставные) или из одного (односоставные) главных членов |
3. Виды предложений по количеству грамматических основ |
Простые — одна основа, сложные — две и более грамматических основ |
4. Виды предложений по цели высказывания |
Повествовательное (содержит сообщение), вопросительное (содержит вопрос), побудительное (содержит побуждение к действию) |
5. Виды предложений по интонации |
Восклицательное, в котором мысль сопровождается сильным чувством, и невосклицательное |
6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов |
Распространенные (кроме главных членов, есть и второстепенные) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы) |
7. Виды предложений по осложненности |
Могут быть осложнены обращениями, вводными словами, однородными членами, обособлениями |
Домашнее задание: подготовить по таблице рассказ о предложении, подобрав для иллюстрации ответа свои примеры; упр. 81, 96.