ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ! - ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Уроки Русского языка в 8 классе

ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ! - ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ПРЕДЛОЖЕНИЕ

I. При повторении правила написания не с различными частями речи целесообразно объединение темы в блоки, отработка алгоритмов.

1. При выборе слитно-раздельного написания не с существительными, прилагательными, наречиями на -о(-е) рассуждаем так:

1) Смотрим, может ли слово употребляться без не. Если не может — пишем не слитно: неряха, несуразный, небрежно.

2) Если слово может употребляться с не, смотрим, есть ли противопоставление признаков, оценок или слова далеко не, вовсе не, ничуть не, чуть не, отнюдь не.

Есть одно из указанных условий — пишем не раздельно: не широкий, а узкий пруд; вовсе не интересный рассказ; ничуть не красиво.

3) Если нет указанных выше условий, подбираем к слову синоним и пишем не слитно: говорил неправду (ложь), поступил нехорошо (плохо).

Запомните: не пишется раздельно с относительными, притяжательными прилагательными, с прилагательными со значением цвета, с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не кожаный портфель, не синее небо, не тяжелее, не менее; с наречиями, которые пишутся через дефис: поступил не по-товарищески.

2. Не с глаголами, деепричастиями пишется

раздельно:

слитно:

не говорил, не читал, не хотеть, не хватать.

если глагол или деепричастие не употребляется без не: негодовать, недоумевая, ненавидя, нездоровится.


Сравните:

1) не достал до дна (не достиг дна);

2) если глагол с приставкой до- и предшествующей частицей не обозначает действие, не доведенное до конца: не дописал, не доделал.

1) недостает изящества (в значении «отсутствует в нужном или желательном количестве, не хватает»);

2) если приставка недо- придает глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой или указывает на постоянное действие: все время недорабатывает, недосыпал, недолюбливал.


3. При выборе слитно-раздельного написания не с причастиями используем следующий алгоритм:



Запомните: если в качестве пояснительных слов выступают количественные наречия почти, отчасти, довольно, гораздо, вполне, очень, абсолютно, совершенно, в высшей степени и нет других пояснительных слов, то не с причастием пишется слитно: почти не- отредактированная рукопись, совершенно неисследованная местность.


II. Учащимся сообщается, что раздельно с не пишутся те слова, которые в предложении бывают сказуемыми и показывают чье-то чувство, состояние, отношение к чему-то: не жаль, не рад, не надо, не намерен, не должен, не обязан и др.

Раздельно с не пишутся имена числительные: не пятый, не десятого. Не пишется раздельно в вопросительных предложениях с частицей ли: Книга интересная, не правда ли?


III. Тренировочные упражнения (по выбору учителя).

1. Запись с объяснением.

Невыполненное поручений; лес не хвойный; негодующий возглас; овощи не очищены, не вымыты; не рад встрече; не узнавал; не был; ему нездоровится; недоставало сил; кольцо не золотое; ряд не пятый; не досмотрел фильм; нелегко решить; не доставал рукой до полки; недоумевая; нелепый поступок; ответ не готов; далеко не легкое дело; поступил не по-дружески; отвечал очень небрежно; не жаль ничего; очень непродуманное решение; вовсе не правильный ответ; трава не скошена; некошеный луг; не смотря по сторонам; неподражаемый комик.

2. Почему наличие противительных союзов а, но не всегда обеспечивает раздельное написание не?

Не скомканные, а аккуратно сложенные бумаги; подняться не высоко, а низко; река неширокая, но глубокая; ситец недорогой, а красивый; говорил негромко, но отчетливо; небольшой, а рыбный пруд; не замороженное, а охлажденное мясо; небольшая, а интересная книга; девочка не большая, а маленькая.

3. Составьте и запишите предложения, чтобы в одном случае не писалось слитно, в другом — раздельно.

Некрасивый — не красивый, недалеко — не далеко, нетрудный — не трудный, нерастаявший — не растаявший, непроверенный — не проверенный.


IV. Предупредительный диктант.

У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он стоял, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце невидящими глазами.

И все молчали. Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал. Молчали бросившие работу женщины невдалеке. И охрана тоже молчала. Все смотрели на эту строгую и неподвижную фигуру.

И вдруг немецкий лейтенант, щелкнув каблуками, неожиданно вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли. А русский солдат неторопливо шел сквозь строй оцепеневших врагов и ничего не видел. Он был выше славы, выше жизни, выше смерти. В голос завыли бабы, падая в не нагретую солнцем землю. Рыдая, кланялись они до земли последнему защитнику непокоренной крепости.

(По Б. Васильеву.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]