Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Односоставные предложения (повторение и систематизация)
Ход урока
1. Мобилизующий этап
Запись на доске:
Месяц, грозы, не разминуться, сердцем, боюсь, сентябрь, чувствуют, здесь, причастность.
Учитель. Прочитайте запись на доске. Объедините слова с одинаковой орфограммой так, чтобы получились предложения.
Учащиеся выполняют задание сначала в устной форме, затем — в письменной. Выделяют орфограммы. Повторяют правила. Ожидаемый вариант: Сентябрь месяц. Боюсь грозы. Сердцем чувствуют причастность. Здесь не разминуться.
2. Определение темы и цели урока
Учитель. Найдите главный общий признак этих предложений и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Все эти предложения односоставные. Значит, тема сегодняшнего урока: Односоставные предложения.
Тему урока учитель записывает на доске.
Учитель. Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что весь учебный материал по ней изучен, поставьте цель урока.
Цель урока: повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.
3. Повторение изученного
Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа должна составить рассказ по теме урока и соответствующую рассказу схему.
Возможный вариант схемы:
4. Тренировочные упражнения
Упражнение 1
Здесь людей хороших уважать умеют.
По хрустящему морозу поспешим на край земли и среди сугробов дымных затеряемся вдали.
(М. Пляцковский)
Весенний день! Сирень! Сирень! Веселые каникулы!
(О. Высоцкая)
Хорошо над Москвою-рекой услыхать соловья на рассвете.
(Е. Долматовский)
Учитель. Прочитайте предложения. Сопоставьте их со схемой. Сформулируйте задание к упражнению.
Нужно распределить предложения на две группы: с главным членом — сказуемым и главным членом — подлежащим. Определить их виды. Выделить грамматическую основу.
Учащиеся выполняют задание.
Дополнительные задания:
1. Укажите в написанных предложениях неповторяющиеся синтаксические конструкции. Расскажите о знаках препинания при них. (Речь идет об однородных членах предложения и приложении.)
2. Дополните группы орфограмм, с которыми работали в начале урока, словами из данного упражнения.
3. Назовите слова, в которых на две морфемы больше, чем в слове умеют.
Упражнение 2
Вспомню детство босоногое запах меда и хлебов.
(А. Шутко)
Человек устает от дорог и поэтому снова и снова он приходит на добрый порог дома родного.
(Е. Черных)
Опять по тропинкам следы заметая кружить листопадам и таять снегам разливаясь весной.
(М. Танич)
Знойный полдень.
В груди будто запрудили реку.
(К. Паустовский)
Мать Россия моя с чем тебя мне сравнить? Без тебя мне не петь, без тебя мне не жить.
(С. Островой)
Учитель. Прочитайте предложения. Найдите среди них лишнее. Остальные напишите в порядке изучения видов односоставных предложений.
Задание учащиеся выполняет самостоятельно или в парах.
Дополнительные задания:
1. Назовите синтаксические конструкции, которых не было в предыдущем упражнении. (Обращение, деепричастный оборот.)
2. Укажите слова с орфограммами, с которыми мы не работали на уроке.
3. Найдите слова, в корне которых четыре буквы.
Упражнение 3 (на карточках)
Пороша.
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась как старушка,
Оперлася на клюку
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
(С. Есенин)
* * *
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла светловолосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает на повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров...
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
(С. Есенин)
I в. → Т > ОП
II в. → Т < ОП
Учитель. Перед вами два стихотворения С. Есенина. Прочитайте их. Рассмотрите дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению.
Надо написать тексты стихотворений по вариантам. Первый вариант должен работать с текстом, в котором большее количество односоставных предложений, а второй — с текстом, в котором меньшее количество односоставных предложений.
Учитель. В односоставных предложениях выделить грамматическую основу, указать их виды.
Задание выполняется с правом обсуждения некоторых вопросов. Учащиеся одного варианта могут обсуждать некоторые вопросы.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Найдите в своих текстах синтаксические конструкции, которых не было в предыдущих упражнениях. (Речь идет о причастных оборотах.)
2. Составьте из слов написанного стихотворения цепочку. В нее должны войти слова с не упоминавшимися ранее орфограммами. (Задание выполняется по вариантам.)
3. По каким признакам вы бы объединили слова дорога и глаза? Какие можете назвать в них различия?
5. Итог урока
Учитель. О каких предложениях мы говорили на сегодняшнем уроке? Назовите их основные признаки и виды.
Обсуждается домашнее задание. Оценивается деятельность школьников на уроке.