Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Безличные предложения
Ход урока
1. Повторение изученного (в форме теста)
1. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из:
а) одного члена предложения;
б) двух членов предложения.
2. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из:
а) одного члена предложения;
б) двух членов предложения.
3. Сказуемое в определенно-личном предложении выражено глаголом в форме:
а) 1 лица;
б) 2 лица;
в) 3 лица.
4. Сказуемое в неопределенно-личном предложении выражено глаголом в форме.
а) 1 лица;
б) 2 лица;
в) 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени.
Тестирование проводится индивидуально в течение 1,5—2 мин.
2. Мобилизующий этап
На доске запись:
Возле этой осинки летом стог поставили.
(М. Пришвин)
Пахнет мятой и резедой.
В этой комнатке, теплом углу поглядим на октябрьскую мглу.
(А. Блок)
В семье много пели, играли на рояле.
(К. Паустовский)
Старайся дать уму как можно больше пищи.
(Л. Толстой)
Учитель. Объедините предложения одного вида. Выделите в них грамматическую основу. Дайте полную характеристику составленным группам.
Учащиеся выделяют определенно-личные и неопределенно-личные предложения.
Учитель. Назовите по два слова с одинаковой орфограммой. Назовите глагол с меньшим количеством морфем.
3. Определение темы и цели урока
Учитель. Напишите оставшееся предложение. Выделите в нем грамматическую основу. Определите, какой формой личного глагола выражено сказуемое в этом предложении, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Учащиеся устанавливают, что сказуемое выражено безличной формой личного глагола. Высказывают предположение о типе предложения. При необходимости преподаватель уточняет или корректирует их ответы, тему урока записывает на доске.
Учитель. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
Цель урока: познакомиться с безличными предложениями; учиться отличать их от других видов предложений.
4. Изучение нового материала
Учитель. Обратимся к написанному вами безличному предложению. На основании выделенной грамматической основы скажите, к какой группе относятся безличные предложения: односоставным или двусоставным?
Учитель. Мы установили, что в безличных предложениях нет подлежащего. А может ли оно быть?
Учащиеся отвечают.
Учитель. На основании наших рассуждений составьте определение безличных предложений.
В процессе работы с таблицей ученики устанавливают способы выражения сказуемого в безличных предложениях.
Способы выражения сказуемого в безличных предложениях |
|
Простое глагольное сказуемое |
|
1. Пахнет мятой и резедой. |
|
2. Уже светает. |
|
3. Хозяев уже не было. |
|
4. У меня нет времени. |
|
5. Нам не забыть этих мест. |
|
Составное глагольное сказуемое |
|
Алексею пришлось крепко подумать. |
|
Составное именное сказуемое |
|
Вдруг стало пасмурно. |
|
В тетради правильно написано. |
Учащиеся заполняют правую сторону таблицы, делают вывод о способах выражения сказуемого в безличном предложении.
5. Закрепление изученного
Упражнение 1
От радости в зобу дыхание сперло.
(И. Крылов)
Темнеет, море заволакивает туманом.
Как много думано, исполнено так мало.
(В. Брюсов)
Не сносить вам головы.
Солнца на небе не было.
Дождем продолжало осыпать тайгу.
Учитель. Прочитайте предложения. Определите их вид. Выделите грамматическую основу. Напишите предложения в той последовательности, которая приведена в таблице.
Учащиеся работают в парах, повторяют материал о безличных предложениях.
Учитель. Подберите четыре слова из упражнения с разными орфограммами. Назовите слова из упражнения, в которых было бы на одну морфему меньше, чем в слове заволакивает.
Упражнение 2
Приятно пахло свежее сено.
Быстрое течение реки отнесло нас в сторону.
Больной не спал всю ночь.
Дождь размыл дороги.
Я не хочу спать.
Надвигался вечер.
На улице стоит жара.
Улица светла.
Свет в душе.
Образец:
Учитель. Прочитайте предложения и образец. Сформулируйте задание к упражнению.
Личные предложения нужно заменить безличными. Выделить сказуемое-глагол. Указать его форму.
Задание выполняется в парах. На основании двух последних примеров делается вывод о смысловом разнообразии безличных предложений. Проанализировав все использованные в упражнениях предложения учащиеся формируют правило об их употреблении в речи. Обобщают весь материал о безличных предложениях. Читают соответствующий параграф учебника.
6. Закрепление изученного (продолжение)
Упражнение 3
На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Они о чем-то болтали, смеялись. Увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы.
Я иже готов был обидеться. Однако девушки, едва поравнявшись со мной, остановились и обе сразу улыбнулись мне застенчиво и легко. Я даже растерялся.
— Спасибо вам, — сказали девушки.
— За что?
— За то, что вы встретились нам с этими цветами.
Девушки вдруг бросились бежать.
На околице деревни мне встретилась торопливая чистенькая старушка.
— Ой, милок! И до чего же это чудесно, что ты мне встретился на пути.
Только в деревне загадка разъяснилась.
— Это вы нашли редкий цветок, — сказал мне садовод-любитель. — Называется «приточная трава». Есть такое поверье, будто этот цветок приносит девушкам счастливую любовь, а пожилым людям — спокойную старость. И вообще приносит счастье.
(По К. Паустовскому)
Учитель. Прочитайте текст. Обратите внимание на схемы. Сформулируйте задание к упражнению.
Предложения, подчеркнутые одной чертой, нужно заменить на безличные. Подчеркнутые двумя чертами — на определенно-личные.
Задание выполняется в группах.
Задания к тексту:
1. Укажите предложения, которые можно выделить из всего текста по какому-либо признаку.
2. Назовите пары слов с одинаковыми орфограммами.
3. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором имеется четыре слова с приставкой.
7. Итог урока
Учитель. С каким видом односоставных предложений вы познакомились на сегодняшнем уроке?
Мы познакомились с безличными предложениями.
Учитель. Расскажите все, что вы узнали о безличных предложениях.
Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.