Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ОБРАЩЕНИЕ - Урок 2
Цели:
1. Закрепление умения находить обращение в тексте, ставить знаки препинания.
2. Выразительно читать предложения с обращениями.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
Задание: знаки препинания и орфограммы в предложении из рассказа К. Паустовского.
На всём: на заросших полынью плитах. на караванных дорогах, широких. пыльных, на персидских коврах, разбросанных в пустынной чайхане, на сожженных солнцем лицах — вы видите тысячелетнюю пыль.
II. Проверка домашнего задания.
1. Упр. 185 - чтение предложений 2 раза один раз выразительно, второй - со знаками препинания. Затем вопросы по орфографии.
2. Упр. 191 - выразительное чтение, объяснение употребления восклицательного знака.
III. Актуализация знаний.
1. Задание: найдите в строчках А. Пушкина обращения.
Объясните, к кому обращены строчки. Предложения читаются учащимися с доски.
• Дай руку, Дельвиг! что ты спишь, проснись, ленивец сонный! (Антон Дельвиг, лицейский друг, из-за лени часто сидел на последнем ряду, куда сажали отстающих по предмету; автор слов лицейского гимна).
• Любезный именинник, о Пущин дорогой! Прибрёл к тебе пустынник с открытою душой.
• Бог помочь вам, друзья мои, и в бурях, и в житейском горе, в краю чужом, в пустынном море и в мрачных пропастях земли. (Лицейским друзьям в 1827 году на годовщину открытия Лицея).
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен... («19 октября», 1825).
2. Прочитайте предложения, найденные вами.
3. Упр. 195 - первые предложения с обращениями записать.
4. Информация нас. 122-123 - орфоэпическое чтение.
5. Упр. 197 - 2-3-е предложения записать.
6. Упр. 193 - письменно с комментарием.
IV. Контроль усвоения.
1. Выборочный диктант.
Задание: выпишите только обращения (это умение видеть обращение поможет вам при выполнении самостоятельной работы).
• Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна.
• Ещё пышней и бесшабашней шумите, осыпайтесь, листья.
• В городах и далеких станицах о тебе не умолкнет молва, дорогая моя столица, золотая моя Москва!
• Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда.
• Белая берёза отряхнётся; встанет под окошками в селе. (В этом предложении нет обращения).
2. Упр. 190 (по вариантам чётные - нечётные), 196 - самостоятельно.
V. Домашнее задание:
Упр. 201, ЗСП-8, 198.