Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ОБРАЩЕНИЕ
Цели:
1. Формирование умения работать над ошибками
2. Формирование умения видеть в тексте и правильно произносить обращение.
3. Формирование умения выделять обращение на письме.
4. Формирование умения употреблять обращения в речи письменной и устной.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Учитель: Что общего в текстах упр. 379 и 381? (Тема, оба текста о понимании счастья) А одинакова ли основная мысль? (Нет, авторы подходят к рассмотрению этого вопроса с равных точек зрения.)
Чтение (по желанию) домашнего задания.
2. Учитель: Примените формулу «Хочешь быть счастливым - будь им», высказанную В. Розовым к той ситуации, которая сложится сейчас при объявлении отметок за контрольную работу Попробуйте порадоваться за тех, кто получил хорошие отметки или хотя бы лучшие, чем обычно. Какой позитив можно найти в не очень хорошей отметке? Это не оценка вас как личности, это оценка ваших знаний, вашего желания узнать, ваших усилий. Стали ли вы хуже относиться к себе, меньше себя любить? Наверное, нет, нужно просто сказать «Я могу» и начать это делать. Начинать будем с работы над ошибками. Вспомните алгоритм работы (см. урок 31).
II. Работа над ошибками.
1. Индивидуальная консультация.
Учитель: Посмотрите текст диктанта, есть ли среди орфографических ошибок, допущенных вами, такие, которые вы не знаете, как объяснить, сомневаетесь.
(Помогают те, кто знает. Так же с пунктуационными ошибками. Домашнее задание: оформить запись работы над ошибками. За эту работу можно поставить отметку (и сказать об этом), это будет дополнительной мотивацией для того, чтобы сделать её осознанно.)
2. Запись наиболее часто встретившихся ошибок в словах или графическое объяснение одного из предложений.
III. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа. Попросить кого-то из учеников, например, закрыть дверь или собрать тетради. И удивлённо спросить: «А почему именно ты это делаешь?», объяснив, что в данной синтаксической конструкции имя - это обращение. Предложить составить предложение так, чтобы имя стало подлежащим. Записать на доске и в тетради.
2. Анализ синтаксических конструкций. Например, Лена, собери тетради. Лена собирает тетради В чём разница?
1-е предложение - односоставное, без подлежащего, сказуемое в форме повелительного наклонения, стоит запятая 2-е - двусоставное, нет знаков препинания внутри предложения. Напомнить, что обращение не является членом предложения.
3. Изучение теоретического материала. Из § 28 выберите следующую информацию: схемы со знаками препинания, схемы на с. 122.
Особенности обращения:
1) обозначает того, к кому обращаются;
2) «ты», «вы» не являются обращением, этого не позволяют правила этикета;
3) роль: звательная, оценочная, изобразительная,
4) распространенные и нераспространенные;
5) не член предложения;
6) звательная информация.
Можно сказать о том, что до революции в русском языке был звательный падеж, например, «старче», он сохранился в украинском языке.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Упр. 188 - в чём различия предложений?
2. Выборочный диктант. Записать только обращения
1) Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася.
2) Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия
3) Привет тебе, мой край родной!
4) Рисуй, художник вдохновенный, картины родины моей
Проверка: напомнить, что если бы писали предложениями, то поставили запятые
3. Анализ синтаксических конструкций. Запись под диктовку сразу 3 предложений.
Задание: найдите, в каком предложении слово Россия - обращение, расставьте нужные знаки препинания.
1) В Европейской части России есть всё: возвышенности и равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.
2) Родина многих выдающихся открытии - Россия.
3) Люблю твою, Россия, старину.
4. Упр. 185 - прочитать выразительно, назвать обращения.
V. Домашнее задание:
упр. 185 письменно, 191 - устно, индивидуально 187 или 186 (дополнительная отметка), в стихотворении «19 октября» А. Пушкина найдите предложения с обращениями (их 10), запишите 2-3.