Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОРОДНОСТИ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели:
1. Формирование понятия об однородности.
2. Формирование умения составлять опорный конспект и рассказывать по нему.
3. Формирование умения определять однородные члены предложения, доказывать их однородность.
Оборудование, наглядность: схема для индивидуальных конспектов.
Ход урока
Оформление записей, постановка целей урока, впереди – 10 уроков, посвящённых изучению однородных членов предложения и знаков препинания при них. В этом нам помощником будет опорный конспект. Наша задача на сегодня - начать его заполнять и учиться им пользоваться.
I. Вводная беседа-инструктаж.
1. Схема опорного конспекта.
Учитель: Сколько смысловых частей получилось в ваших конспектах? (Их должно быть 4, но у детей возможны разные варианты:
1 - определение этого языкового явления,
2 - знаки препинания при союзной связи,
3 - однородные и неоднородные определения,
4 - обобщающие слова.)
Это может выглядеть так:
I. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
II. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ СОЮЗАХ - одиночных - повторяющихся – составных III. ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
|
однородные |
неоднородные |
IV. ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ |
2. Оформление записей. Знак однородного члена - О, внутри - символ члена предложения. Прочитать запись:
Это схема предложения с однородными сказуемыми, связанными по смыслу и интонационно; разделено запятой после каждого однородного сказуемого.
III. Изучение нового материала.
1. Анализ теоретического материала,
Учитель: Определение однородности включает четыре положения. Назовите их или найдите в § 24 или у себя в черновике.
Учащиеся:
1) К однородным членам предложения задается один и тот же вопрос от одного и того же слова;
2) они равноправны и независимы;
3) присутствует интонация перечисления;
4) связаны интонацией или интонацией и союзом.
Запись в конспекте.
Устно выполняются упр. 151, 152 - найдите однородные члены предложения, докажите.
Чтение схем в упр. 157:
1) это схема предложения с тремя однородными подлежащими, связанными интонационно, разделены запятой после первого и второго однородных членов;
2) это схема предложения с тремя однородными обстоятельствами, связанными союзами то, разделяется запятой после первого и второго однородного обстоятельства.
III. Закрепление изученного.
Анализ синтаксической конструкции.
1. Выразительно прочитать, записать, подчеркнуть однородные члены, рядом составить схемы. В хорошо подготовленном классе можно попробовать без диктовки запятых.
Как я люблю свои берёзы,
свои леса, свои луга,
и ночи летние, и грозы,
и зиму с стужей, и снега!
Люблю я речки серебристой
Хрустально-нежный разговор
И травки бархатны й. душистый
С цветами скромными ковёр.
Схема первого предложения:
Схема второго предложения:
Люблю я мрачные картины
Своих попей, своих лесов,
Люблю мычание скотины
И звуки птичьих голосов.
Люблю я эту красоту.
И город с пылью и трамваем
Им ни за что не предпочту.
Сколько и какие предложения диктовать - решает учитель.
2. Запись и анализ предложений с однородными членами предложения,
1-й вариант. Художник чувствовал глубоко и сильно и со смелостью и тактом передавал эти чувства.
2-й вариант. Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятла и журчанием воды.
3. Самостоятельная работа. Упр. 153.
IV. Домашнее задание:
упр. 156, дополнить конспект (2-я часть).