Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Частица как часть речи - Частица - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: дать представление о частице как части речи; формировать умение отличать частицы от других частей речи; вспомнить постановку тире между подлежащим и сказуемым.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Анализ языковых явлений. Коммуникативные УУД. Умение эффективно взаимодействовать в процессе учебной деятельности с учителем и сверстниками.
Ход урока
I. Орфографическая разминка. Ученики записывают сочетания слов под диктовку. Один ученик пишет на доске.
Кое-где побывал, довольно-таки активный участник, поступить именно так, просто не знать об этом, вот и ты, сделать хоть что-нибудь, не балованный родителями подросток, ни один из моих друзей, неужели закончился, сопротивлялся даже он.
II. Освоение нового материала.
1. Чтение и анализ материала § 66.
2. Нахождение частиц в записанном диктанте.
3. Наблюдение над лингвистическим материалом. Получают задание определить, к каким частям речи относятся выделенные слова. Таким образом вспоминаются сведения о наклонениях глагола, разрядах и степенях сравнения прилагательных.
■ В лесу дрова рубят, а по деревням щепки летят. Люблю того, кто не обидит никого. То не беда, что беден: был бы удачлив. Встречай не с лестью, а с честью. Дружбу помни, а зло забывай. Пусть решает сам, куда пойти учиться. Да будет мир на всей земле.
■ Всё подвергалось их строгому суду. На чужой стороне и весна не красна. Бездонную бочку водой не наполнишь. На человеческую глупость есть Божья премудрость. Умейбыть умней. Более честного человека я не встречал. С самого раннего утра небо ясно.
III. Активизация и закрепление изученного.
1. Работа с учебником. Упр. 401. Устный разбор с последующим выполнением.
2. Обсуждение прочитанного и написание мини-сочинения на предложенную тему. Упр. 402.
IV. Домашнее задание. § 66. Упр. 403.