Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Зачёт по теме Наречие - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: проконтролировать уровень знаний учащихся по теме “Наречие”; оценить степень овладения орфографическими навыками по изученному разделу; активизировать самостоятельную работу учеников.
Организация и проведение зачёта. Каждый ученик получает один из текстов, переписывает, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Тестовые задания выполняются по вариантам. В процессе работы индивидуально для каждого учащегося проводится устный опрос по контрольным вопросам и заданиям к разделу “Наречие” в учебнике. В зависимости от уровня подготовленности класса учитель может заранее вывесить в классе все семь текстов (их автор М. Гончарова). В течение 1—2 недель в случае затруднений ученики получают у учителя консультации по правописанию.
■ Текст 1. Потом п..шли ливни, бешеные, почти тропические. Только (по)осеннему х..лодные. И двое совят переминаясь и т..лкаясь св..лились (с)края ниши. Со второго этажа они кувыркнулись (в)низ. К счастью упав в траву пт..нцы н..чего себе (не)повредили (не)сломали. Сообразительная мама-сова (по)одному перев..локла их в лапах (на)верх. Зап..хнуть пт..нцов обратно в нишу (не)было н..какой возможности. 3..ботливо и испуган.. сова ус..дила их на подоко..ник. Да так, что, если бы кто(то) ..ткрыл окно, не настеж.., а хотя бы (чуть) чуть, они бы шлёпнулись (в)низ снов.. .
■ Текст 2. Пт..нцы испуга..но сидели на подоко..нике, лицом к нам, мокрые, встрёпа..ные, с (полу)открытыми гл..зами. Изредк.. совята устал.. з..вали. Вы видели когда(нибудь) как з..вают совята? Точь(в)точь как мал..нькие дети, когда хотят спать. Только (по)ребячьи кул..чками глаза (не)трут. Сова Ксюша то подл..тала к ним то устр..млялась проч.., под крышу, к сидевш..м там совятам-тючкам. При этом она взволнова..но отчая..но кричала. От этого крика мы все извелись (до)нельзя. Нужно было зап..хнуть двоих совят (на)зад в нишу. Но как?
■ Текст 3. Через каких(нибудь) дес..ть м..нут после маминого звонка во двор школы торжествен..о в..ехала алая машина. А дождь (не)прекло..но усиливался. Папа наш бежалбез зонт..ка, ну просто как(то) вскач.., перед этим огромным красным танком п..казывая дорогу. А потом сп..сатель, наш с..сед Сашка, доехал на лес..нице до окна спортзала. (Его было (не) отл..чить от были..ного бог..тыря, разве только (по)пожарному костюму.) Закреплённый специальным поясом он добрался до ниши и а..куратно усадил совят поглубж.. . Заодно по..пихнул (в)нутрь и всех остальных чтобы не свалились и благополучно спустился (в)низ.
■ Текст 4. Через н..делю наши совята (по)настоящему открыли глаза и научились летать. (Не)часто но вс..гда с удовольствием, мы пр..ходим к наш..му папе в спортзал и н..блюдаем как Ксюша и наши тючки увере..но планируют под летним дождём. Для нас это выгл..дит волнующ.. . Иногда они бок(о)бок присаживаются к Боре на подоко..ник и пр..нимают уг..щение. Сначал.. нужно прик..снуться куском сосиски к голове совёнка а затем к уголку рта. И только тогда он с..ест предложенный кусоч..к как(то) очень а..петитно пр..щёлкивая клювом. Полак..мившись сови..ная семья улетает проч.., в своё жилищ.. под крышу.
■ Текст 5. Лошадь Марыся (по)настоящ..му, (по)человеч..ски дружит с Жуком. Это маленькая ч..рная собачка. Лошадь бежит и (не)преме..но бок(о)бок с ней трусит Жук переб..рая короткими лапками. Как(то) лошадь заболела и её забрали в ветл..чебницу делать уколы внутриве..но. Стоит она там в к..нюшне (со)всем одна. Жук топчется у л..чебницы и не убегает н..куда ни днём ни ночью. Изредк.. он пр..носит Марысе найде..ную где(то) корку или какую(нибудь) засохшую косточку. Марыся (не)сказанно рада и фыркает пихая Жука в бок.
■ Текст 6. Когда(то) давным(давно) к нам пр..шла кошка и мы построили для неё дом. Потом (не)ожида..но Кошка ок..зался котом но имя пр..жилось. (В)скоре в дом Кошки въехала н..кто Личко-в-кучку имевшая строгий вид и чер..паховый ..крас. И (не)редко мы вид..ли как из уютного кошкиного дома блаже..но выгляд..вают две усатые мордочки а (по)середине торчит (ярко)ж..лтый клюв. Да, да, вместе с ними в доме пос..лилась маленькая ж..лтая курочка. Она с удовольствием и досыт.. ела “Вискас” из кошачьей миски. Дружба? А как же ещ.. назвать?
■ Текст 7. Мой сын Даня всю зиму как(то) воспит..вал двух жуков. Они от пост..янного тепла или от изумлен..я (по) весеннему бодро в..зились в своей банке увлечё..но что(то) закапывая и пр..прятывая. Жуки вели себя совсем (не)сонно и умудрились дать п..томство. Даня (не)утомимо забот..лся о них как будто это были лучшие жуки когда(либо) живущие на пл..нете. В мае он р..спахнул око..ную раму настеж.. и выпустил под..печных на волю в н..сколько большем к..личестве, чем было (в)начале. А потом нежда..но-негада..но пр..нёс домой белых крыс которых (не)ласково и р..шительно выселили из дома его однокла..сницы.
Тестовые задания.
Вариант 1.
1. Какие слова без приставки не употребляются?
а) (в)миг
б) (во)время
в) (на)тощак
г) (на)чеку
д) (на)удачу
2. В каких примерах выделенные слова являются наречиями?
а) Как по лесенке, по ёлке огоньки взбегают (в)высь.
б) Воины напряжённо вглядывались (в)даль степей.
в) Довольные вечером, гости расходились по домам.
г) Я грозил ему (из)дали кулаком.
д) Увидев единожды что-либо, запоминал навсегда.
3. Укажите слова, которые пишутся раздельно.
а) два часа (к)ряду
б) сделать (с)налёту
в) завтракать (на)ходу
г) обратиться (к)ряду известных лиц
д) понять (с)разу
Вариант 2.
1. Какие слова без приставки не употребляются?
а) (на)бекрень
б) (на)лицо
в) (за)даром
г) (с)просонок
д) (к)ряду
2. Укажите слова, которые пишутся раздельно.
а) испугаться (до)смерти
б) влететь (с)разбегу
в) (в)миг понять
г) (на)миг усомниться
д) вернуться (тот)час
3. В каких рядах выделенные слова являются наречиями?
а) (В)начале дня я ничего не понимала, да и не старалась понять.
б) Незнакомка ловко, головой (в)низ, прыгнула с баркаса в кипящую воду, в волны.
в) Эти события неблагополучно подействовали (на)память моего деда.
г) Учитель (в)кратце изложил тему урока.
д) Гулять вокруг дома не хотелось.