Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Обобщение по теме Наречие - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: обобщить и систематизировать знания о наречии как части речи; закрепить орфографические умения, полученные при изучении темы; организовать подготовку к зачёту и контрольному диктанту.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу. Умение точно и ясно выражать свои мысли.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. Зачитываются примеры из таблицы упр. 290, соответствующие каждому озвученному правилу.
— Расскажите правило написания мягкого знака после шипящих на конце существительных.
— Как пишутся краткие прилагательные, заканчивающиеся на шипящие?
— Расскажите о написании мягкого знака после шипящих в глаголах.
— Расскажите правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.
II. Синтаксическая разминка. Записывается предложение под диктовку, выполняется синтаксический разбор. Ученик работает у доски.
Разбились облака. Алмазы дождевые,
Сверкая, капают то тише, то быстрей
С благоухающих, взволнованных ветвей. (В. Набоков)
III. Закрепление изученного по теме “Наречие”.
1. Фронтальный опрос. Для обобщения знаний о наречии как части речи рекомендуется использовать таблицу из книги Л. А. Поникаровой “Русский язык. Морфология в таблицах и заданиях” (М.: Просвещение, 2007).
— Что обозначает наречие?
— Каковы разряды наречий по значению? Приведите примеры.
— Что общего между наречиями и прилагательными?
— Как различить в предложении прилагательные и наречия в сравнительной степени?
— Какова синтаксическая роль наречий?
2. Работа с учебником. Упр. 294. Устный разбор. Упр. 295. Самостоятельное выполнение; один ученик работает у доски. Упр. 296. Самостоятельная работа. Упр. 293. Свободный диктант.
IV. Подведение итогов урока. Экспресс-опрос.
— Не слитно или раздельно? Неуклюже, нечисто, совсем не интересно.
— Одна или две буквы н? Мужественно, взвешенно, бешено, искусно.
— Суффиксы -о или -а? Издавна, изредка, досуха, снова, затемно, начисто.
— Не или ни? Никак, нисколечко, несколько, ничуть, неоткуда.
V. Домашнее задание. Упр. 291.