Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте - Деепричастие - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: дать представление о деепричастном обороте; познакомить с правилом постановки знаков препинания при деепричастном обороте; учить находить деепричастный оборот в тексте; формировать умение оформлять деепричастный оборот пунктуационно.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Структурирование знаний. Построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД. Участие в коллективном обсуждении заданий.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания. Упр. 183 (отвечает один ученик). Рассказ о деепричастии как части речи (второй ученик).
II. Лингвистическая разминка. Выборочно-распределительный диктант. Выписывают в два столбика причастия и деепричастия.
Пёс, усевшийся на дороге, мешал движению транспорта. Помните об ответственности, садясь за руль автомобиля. Выиграв соревнование, он решил серьёзно заняться спортом. Приехавший на каникулы брат впечатлил меня своей выправкой. Опоздавшему места не нашлось. Выбирая профессию, прислушивайтесь к себе.
После проверки учитель открывает предложения, записанные на доске, просит учащихся проанализировать их и ответить на вопрос: для чего нужно уметь различать причастия и деепричастия? (Пунктуация при причастном и деепричастном оборотах различается.)
III. Освоение нового материала. Учащиеся читают материал § 29. Беседа по вопросам:
— Что называется деепричастным оборотом?
— От слов какой части речи задаются вопросы к деепричастным оборотам?
— Каким членом предложения является деепричастный оборот?
— Как оформляется деепричастный оборот при письме?
IV. Активизация и закрепление изученного.
1. Работа с учебником. Упр. 184, 186. Комментированное письмо. Упр. 190. Самостоятельно. Упр. 191. Дифференцированное выполнение: для успевающих учеников — части 2, 4; для отстающих — 1, 3.
2. Объяснительный диктант. Синтаксический разбор предложений по выбору учителя.
■ 1) Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов. 2) И он, свободно вздохнув, оглянулся кругом. 3) Дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. 4) Разрезав город, река течёт к юго-западу. 5) Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль. 6) Под лёгким дуновением ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. (Из книги “Триста диктантов”)
V. Тестовые задания.
1. Отметьте предложения, включающие деепричастные обороты.
а) Вскоре мы заметили пыльный вихрь, нёсшийся по степи нам навстречу.
б) Гимназист соскочил на твёрдую и гладкую осеннюю землю и, горбясь, быстро пошёл к тёмному шумящему саду.
в) Он собрал все свёртки свои, уложил их снова в мешок и, не взглянувши на него, ушёл за ширмы.
г) Пастух под тенью спал, надеялся на псов.
2. Отметьте предложения, включающие в себя причастные обороты.
а) Воздух, будто остуженный на зернистом снегу, дул в лицо запахом промёрзшей листвы.
б) По стене длинной комнаты, очень светлой от солнца и снега, сидят чинно на сундуках “разные” и дожидаются угощения.
в) Кое-где виднеются брошенные в яркую зелень чёрные зеркала воды.
г) Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стёклышко.
3. Найдите предложение, в котором допущена ошибка при обособлении деепричастного оборота.
а) Увидев меня, он слабо махнул хвостом, торопливо куснул несколько раз зубами снег и опять погнал зайца.
б) Я сел на скамью, и перегнувшись через перила, посмотрел вниз.
в) Мы сели в дощаник и поплыли, всё время пересекая реку от одного берега к другому и вглядываясь в воду.
г) Бабушка, облокотясь о стол, упираясь кулаком в щёки, смотрела на нас и негромко смеялась.
VI. Домашнее задание. Урок 52. § 29. Упр. 187. Урок 53. § 29. Упр. 188.